Воскресенье, 23.4.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news
news news

news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кем являются представители нынешнего украинского режима?
Всего ответов: 7
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Protected by Copyscape

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » Язычество славян

ЯРИЛО – БОГ ЛЮБВИ И ВОЙНЫ

Ю. А. Коловрат
ЯРИЛО – БОГ ЛЮБВИ И ВОЙНЫ

 

Ярило (Ярила, зап.-слав. Яровит, Геровит, серб.-хорв. Јари́ло) – Бог, пробуждающий природу. Имя его происходит от слав. корня яр- «ярый, неистовый, сильный» и связано с представлениями о весеннем плодородии. Ср.: рус. ярый, яровой, укр. ярь «весна», ярній «весенний, молодой, полный сил, страстный». В одном из гимнов, написанном от первого лица, говорится: «Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу полям урожай, а скоту приплод» [1]. Плодородную функцию Ярила подтверждают данные украинской этнографии:

 

Волочився Ярило по всьому світу,

Полю жито родив, людям – діток плодив.

А де він ногою – там жито копою,

А де він походить – колос уродить…[2]

 

То же у белорусов:

 

А гдзе ж йон нагою –

Там жито капою,

А гдзе ж йон ни зырне –

Там колас зацьвице [3]!

На Украине Ярила встречали веснянками:

 

Подай, Ярило, ключі і замки

Одімкнути красну весну,

Красну весну, тепле літечко,

Тепле літечко, спіле житечко [4]!

 

Иконография Ярила сохранилась в белорусском фольклоре – это едущий на лошади босоногий всадник, одетый в белый плащ. На голове у него венок из диких цветов, в левой руке он держит пучок пшеничных колосьев. По другим вариантам в правой руке Ярило держит колосья, в левой – человеческую голову. Великорусский этнографический материал дополняет описание облика Ярила – это мужчина с огромным фаллосом [5].

 

 

 

Рис. 1. Ярило.

Худ. В. Корольков.

 

В Костроме долгое время существовал обряд «похорон Ярила». Данный обряд заключался в том, что какой-нибудь нищий или бедняк брал на себя поручение хоронить куклу мужчины с чрезвычайно развитыми принадлежностями мужского пола, положенную в маленький гробик.

При этом женщины, принимавшие участие в обряде, провожали гробик и нелицемерно плакали. Б. А. Рыбаков раскрыл символизм похорон Ярила. По мнению исследователя, Ярило символизирует посеянное весной зерно. К моменту «похорон» зерно, дав побеги и пустив корни, отмирает, породив новую жизнь – колос. Ярая сила Ярила становится ненужной и его хоронят до следующей весны [6].

 

Характерно, что у западных славян Яровит считался Божеством войны. Подобная трансформация образов свойственна и другим индоевропейским традициям. Например, у италийцев Марс (Маворс, Мамерс) также изначально был Богом производящих сил природы, в классическую же эпоху почитался исключительно как Бог войны. Т. е. сексуальная ярость в мифопоэтическом сознании индоевропейских народов, в том числе и славян, вполне соотносится с яростью воинской. В этой связи небезынтересно вспомнить, что древнегреческое слово φαλλος изначально обозначало наступательное оружие (копьё, дротик, стрелу).

 

СНОСКИ

1.        Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна: Пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 198.

2.        Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 598.

3.        Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. – М.: Современный писатель, 1995. – Т. 1. – С. 223.

4.        Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 614.

5.        Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – С. 420.

6.        Там же. – С. 420.

 

Коловрат Ю. А. Ярило – Бог любви и войны // История Змиевского края. – 2009. – 24 мая. – http://www.colovrat.at.ua/publ/4-1-0-53

Категория: Язычество славян | Добавил: Yurata (24.05.2009)
Просмотров: 2970
Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank
Счетчик PR-CY.Rank