Среда
28.06.2017
22:15:40
Print RSS Статьи альманаха "История Змиевского края" Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

История Змиевского края

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
Змиевской лицей №1 ПАНИ
СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА
colovrat.at.ua Alexa/PR
Счетчик тИЦ и PR
Google Analytics Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
webmoney webmoney
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Лицензия Creative Commons Все права защищены

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ (См. подробно).

История
Главная » Статьи » Язычество славян

БОГИНЯ МАКОШЬ

Ю. А. Коловрат
БОГИНЯ МАКОШЬ

 

Макошь (или Мокошь) многими исследователями связывается с культом Матери Сырой Земли [1]. Также есть основания считать Мокошь Богиней воды, дождя и плодородия. Её имя состоит из двух корней. Первый, вероятно, означает «мать». Второй компонент имени связан с русскими словами кошелёк, кошара «загон для овец», лукошко. Сюда же относится украинское слово кошик «корзина».

 

Вместе с тем отмечена связь Мокоши с прядением, ткачеством и гаданием, ср. и.-е. *mokos «прядение» [2]. Между прядением и гаданием прямая связь – во всех индоевропейских традициях человеческая судьба представляется нитью, которую прядут Богини судьбы: норны у германцев, парки у римлян, мойры у греков, суденицы у славян. В жертву Мокоши приносили первые снопы льна и первые вытканные куски ткани. В кон. XIX в. украинские пряхи, приступая к работе, совершали обряд мокриды – бросали в колодец куски кудели [3]. В тесной связи с Мокошью были особые ду́хи – вилы, обеспечивающие орошение нив росой.

 

Днём, посвящённым Мокоши считается пятница. Известно о том, что в древности на Руси почитались 12 пятниц [4]. Позднее, в эпоху двоеверия образ Мокоши перекроет святая Параскева, чьё имя в переводе с греческого означает пятница. В начале лета в первую тёплую пятницу устраиваются Мокрины – праздник в честь Богини Мокоши. В этот день славянские женщины и девушки купались в реке и обливали водой парней и мужчин [5]. В антиязыческой христианской литературе данный обряд носит название «плещеваний».

 

 

 

Рис.1. Мокошь на великорусской вышивке.

 

Иконография Мокоши известна по довольно многочисленным образцам великорусской вышивки (см. рис. 1). При этом выделяются два её типа. В вышивках связанных с весенним циклом обрядов, Богиня воздевает руки к небу, к верховному Божеству – Сварогу, с мольбою о солнце и дожде для только что посеянных семян.

В вышивках купальской тематики Мокошь изображалась с руками, опущенными к земле. В обоих типах иконографии Макошь сопровождаема либо русалками (у восточных славян русалка – птица с головою женщины), либо конями, либо всадниками.

 

СНОСКИ

1.        Иванов В. В., Топоров В. Н. Мокошь // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – Т. 2. – С. 169; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. ?>1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 444.

2.        Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна: Пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – С. 206. Если предположенная М. Гимбутас связь Мокоши с и.-е. *mokos «прядение» верна, то правильной будет мысль об общеиндоевропейском характере данного Божества. В этом случае возможно возвести слав. Мокошь к и.-е. *Mokosī.

3.        Капица Ф. С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – С. 79 – 80.

4.        Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 437 – 438; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – С. 388 – 392.

5.        Киреевский И. Р. Мифы древних славян. – Х.: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга», 2006. – С. 55.

 

Коловрат Ю. А. Богиня Макошь // История Змиевского края. – 2009. – 18 мая. – http://www.colovrat.at.ua/publ/4-1-0-52

 

 


Категория: Язычество славян | Добавил: Yurata (24.05.2009)
Просмотров: 3844
Лого в футер
Лого в футер
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat@at.ua  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz