Среда
28.06.2017
22:17:15
Print RSS Статьи альманаха "История Змиевского края" Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

История Змиевского края

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
Змиевской лицей №1 ПАНИ
СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА
colovrat.at.ua Alexa/PR
Счетчик тИЦ и PR
Google Analytics Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
webmoney webmoney
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Лицензия Creative Commons Все права защищены

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ (См. подробно).

История
Главная » Статьи » Язычество славян

О ЯЗЫЧЕСКИХ КОРНЯХ КУЛЬТА СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА

О ЯЗЫЧЕСКИХ КОРНЯХ

КУЛЬТА СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА

 

  Одним из важнейших вопросов реконструкции славянского язычества является состав пантеона. На сегодняшний день извесен более-менее надёжно установленный наукой перечень Богов, известных как славянам вообще, так и восточным славянам, в частности. Однако, насколько нам известно, нигде в научной литературе не встречается мысль о почитании славянами Божественных близнецов, чей культ характерен для всех индоевропейских народов (ср.: др.-греч. Διοσκούροι «Диоскуры», др.-инд. Açvínā «Ашвины», лтш. Dieva dę̄li «дети Бога» и др.). Божественные близнецы были ответственны за сферу аграрного плодородия, являлись помощниками и защитниками людей. Им характерна также целительская функция [1].

На материальном уровне данное парное Божество ассоциировалось с восходом и закатом. Некоторые косвенные данные позволяют предполагать наличие близнечного Божества у наших славянских предков.

 

  Письменные источники не сохранили славянских имён Сыновей Бога, но культ близнецов сохранился на Руси вплоть до эпохи двоеверия XIXIII вв. Частично функция славянских Близнецов отражена в культе святых Козьмы и Демьяна. Это подтверждается совпадением летнего праздника этих святых (14 июля) с днём чествования Бога Неба – Сварога. Этим святым молятся об исцелении различных болезней [2]. Рудименты веры в Божественных близнецов присутствуют также в искусственно созданном христианской церковью культе Глеба и Бориса (в частности, Глеб покровительствует целительству). Борис и Глеб в народных поверьях связаны с земледелием и плодородием [3]. Функционально эти две пары святых соответствуют роли Божественных близнецов у других индоевропейских народов. Как убедительно показал Б. А. Рыбаков, день памяти Глеба и Бориса, 2 мая, был древним общеевропейским праздником весны, посвящённым молодым всходам [4], что ещё раз подтверждает ответственность данного парного Божества за сферу аграрного плодородия. 1-2 мая у римлян и германцев был праздником майского дерева (лат. arbor majālis, нем. Maibaum) [5]. На некоторых иконах (древнейших по стилю) Борис и Глеб изображаются в зелёных одеждах, что подтверждает их аграрно-плодородную функцию (см. рис. 1). Изображённые же на конях, эти христианские святые практически ничем не отличаются от языческих древнеиндийских Ашвинов (см. рис. 2).

 
Рис. 1.         
 
 
Рис. 2.

 

  Как известно, борясь с язычеством, христианская церковь перекрывала культы древних Богов почитанием своих святых. Например, Перуна вытеснил святой Илья, Велеса – св. Власий. Можем с достаточной долей вероятности предполагать, что, устанавливая в качестве памятного дня святых Бориса и Глеба 2 мая, Русская церковь пыталась таким образом перекрыть культ некоего языческого Божества, скорее всего близнечного. Основанием такой гипотезы может служить тот факт, что день 2 мая никоим образом не связан с рождением, смертью или перезахоронением князей Бориса и Глеба.

 

  В украинском фольклоре с Борисом и Глебом нередко связана древняя легенда о происхождении Змиевых валов. Борис и Глеб (в иных вариантах – Кузьма и Демьян) рисуются сказочными витязями-кузнецами, побеждающими Змия. Побеждённого дракона братья впрягают в плуг и пропахивают на нём стовёрстные борозды – Змиевы валы Киевщины и Переяславщины (территория Змиевского края после распада Киевской Руси отошла к Переяславскому княжеству). В данном предании мы видим реминисценцию (пересказ) древнего, индоевропейского, змиеборческого мифа. Судя по всему, изначальным борцом со Змием был Бог Отец – Сварог, затем – сменивший его во главе пантеона Перун, и после того (вероятно уже в раннем железном веке) змиеборческий подвиг был перенесён на божественных Близнецов. То, что указанный параллелизм в мифе о борьбе со Змеем имеет индоевропейские корни, может подтверждаться аналогичными параллелями в ведийской мифологии. По отголоскам мифов, сохранённых Ригведой, видны те же змиеборцы: Тваштар (аналог Сварога), Индра (аналог Перуна) и Ашвины (аналог Бориса и Глеба) [6].

 

  Таким образом, мы можем, с известной долей гипотетичности, вписать в реконструкцию славянского пантеона ещё одно индоевропейское Божество – условно называемое Борис и Глеб.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.        Ригведа / Изд. подг. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1989. – С. 758.

2.        Иванов В. В., Топоров В. Н. Авсень // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М.: Советская Энциклопедия. – Т. 1. – С. 29; Капица Ф. С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – С. 234.

3.        Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 672.

4.        Там же. – С. 186 – 187.

5.        Там же. – С. 672 – 673.

6.        Ригведа / Изд. подг. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1989. – С. 495 – 497.

 

Коловрат Ю. А. О языческих корнях культа святых Бориса и Глеба // История Змиевского края. – 2009. – 4 марта. – www.colovrat.at.ua/publ/2-1-0-39


Категория: Язычество славян | Добавил: Yurata (04.03.2009)
Просмотров: 3147
Лого в футер
Лого в футер
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat@at.ua  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz