Воскресенье, 23.4.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news
news news

news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кто из иностранцев мог бы быть лучшим Президентом Украины?
Всего ответов: 8
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Protected by Copyscape

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » Язычество славян

ДАЖЬБОГ – ВЕЛИКИЙ БОГ СЛАВЯН

Ю.А.Коловрат
ДАЖЬБОГ – ВЕЛИКИЙ БОГ СЛАВЯН

 

Дажьбог древнее Божество природы, солнечности, белого света, податель благ. При этом следует отметить, что Дажьбог олицетворял «свет, не имеющий видимого источника, как эманация Божества, творящего мир» [1]. Именно такой свет и был предметом поклонения средневековых язычников. В «Повести временных лет» сказано: Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ…[2]. Имя Дажьбог сопоставимо с древнеиндийским dagh- «день», персидским dagh- «палить, испекать», а также литовским daga «урожай», «жара». У сербов Дабог был Богом плодов и злаков.

 

Соответствием Дажьбога у других индоевропейских народов можно считать греческого Аполлона и скифского Гойтосира [3], упоминаемого Геродотом [4]. Главным иконографическим атрибутом данного Божества был ритон – турий рог, рог изобилия. Священным животным Дажьбога, как и у Аполлона, был волк. Судя по изображению на блажковской фибуле, Дажьбога сопровождают лебеди [5]. Это является параллелью древнегреческому Аполлону, который, по сообщению Геродота [6], ежегодно улетает к гиперборейцам на колеснице, запряжённой лебедями. У скифов известен солнечный всадник на грифоне. Герой русских сказок летает на громадной птице Гриб или Ногай (др.-рус. ногъ «гриф»). В Древней Руси и Болгарии в XIIXIII вв. были популярны изображения Александра Македонского, летящего на грифонах. Как показал Б.А.Рыбаков, греческий царь заменил здесь языческого Дажьбога (см. рис. 2) [7].

 

 

 

Рис. 1. Дажьбог.

(Бычков А. А. Энциклопедия языческих Богов (мифы древних славян). – М.: Вече, 2000. – С. 88)

 

По сообщению «Повести временны́х лет» во времена царствования Дажьбога люди по лунѣ чтяху, а друзии деньми лѣтъ чтяху, двою бо на десять мѣсяцю число потомъ оувѣдаша, отнележе начаша человѣци давати дань царямъ «по луне или днями вели летоисчисление, потом же узнали двенадцать месяцев <т. е. солнечный календарь> и начали люди давать дань царям» [8]. Иначе говоря, в мифологическую эру Дажьбога возник двенадцатимесячный солнечный календарь и основы государства.

 

По-видимому, Дажьбог был весьма почитаем в среде славян, ибо, судя по данным этнографии, упоминания о нём сохранились до XIX в. В одной из свадебных песен, записанной на Винничине, рассказывается о встрече свадебного князя с Дажьбогом:

 

Межи трьома дорогами, рано-рано,

Межи трьома дорогами, ранесенько,

Там здибався князь з Дажбогом, рано-рано,

Там здибався князь з Дажбогом, ранесенько.

Ой ти, Боже, ти, Дажбоже, рано-рано,

Зверни ж мені доріженьки, ранесенько.

Бо ти Богом рік од року, рано-рано,

Бо ти Богом рік од року, ранесенько,

А я князем раз на віку, рано-рано.

А я князем раз на віку, ранесенько.

Раз на віку в неділеньку, рано-рано,

Раз на віку в неділеньку, ранесенько [9].

 

В народной среде наибольшим почитанием пользовались Велес и Дажьбог. По некоторым аналогиям мы можем предполагать семантическое соответствие между древнеиндийской парой Митра-Варуна и славянскими Дажьбогом и Велесом. Данная связь подтверждается тем, что Дажьбог, пребывая на небе, послал людям т.н. «Голубиную книгу», дающую знание о происхождении и устройстве мира и общества. При этом устройстве не простом, а справедливом. По верному утверждению Д.М.Дудко «именно Бог солнца (Митра, Бальдр, Дажьбог и т.д.) считался у всех индоевропейцев защитником справедливости в этом мире» [10].

 

 

 

Рис. 1. Сахновская диадема.

 

Возникновение мифов о Дажьбоге следует относить, по-видимому, ещё к периоду раннего железного века. Описывая скифов-пахарей (сколотов), в которых Б.А.Рыбаков усматривал праславян, Геродот сообщает следующее: «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена … Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему» [11]. И далее: «от Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами [12], т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами» [13]. Колаксай делит Скифию между своими сыновьями на отдельные царства. В наибольшем из них хранятся эти золотые реликвии: ярмо, секира, чаша и плуг.

 

Таргитая и секиру мы вполне можем соотнести с воинским сословием скифов, Липоксая и чашу – со жречеством, Арпоксая и ярмо – со скотоводами, а плуг – с земледельцами. Сколотские Таргитай и Липоксай – это славянские Сварог и Дажьбог [14].

 

У славян данный миф сохранился в сказке «Три царства». Герой её, младший из трёх братьев, носящий солярное имя (Иван Зорькин, Зоревик, Световик и т. п.) и рождённый на рассвете, вместе с солнцем, добывает в верхнем или нижнем мире три яйца, заключающие в себе три царства – медное, серебряное и золотое, а также трёх царевен этих царств. Он женится на царевне золотого царства, а его братья – на двух остальных [15].

 

СНОСКИ

1.        Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – С. 455.

2.        Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 464/465.

3.        Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. ?>1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 70, 444.

4.        Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 201.

5.        Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 200 – 203.

6.        Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 225.

7.        Дудко Д. М. Славяне и сармато-аланы: взаимовлияние в религиозно-мифологической сфере // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 35; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 538 – 652.

8.        Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 464/465.

9.        Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 124.

10.     Голубиная книга. Славянская космогония / Сост., коммент. и пер. Д.М.Дудко. – М.: Эксмо, 2008. – С. 22 – 23.

11.     Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 188.

12.     Академик Б. А. Рыбаков считал этноним сколоты древним названием праславян. См., напр.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 15 – 16, 40 – 72; Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. – М.: Наука, 1979.

13.     Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 188.

14.     Голубиная книга. Славянская космогония/Сост., коммент. и пер. Д.М.Дуд-ко. – М.: Эксмо, 2008. – С. 20.

15.     Там же.

 

Коловрат Ю. А. Дажьбог – великий Бог славян // История Змиевского края. – 2009. – 18 мая. – http://www.colovrat.at.ua/publ/4-1-0-49

Категория: Язычество славян | Добавил: Yurata (18.05.2009)
Просмотров: 4784
Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank
Счетчик PR-CY.Rank