Среда
28.06.2017
08:30:17
Print RSS Статьи альманаха "История Змиевского края" Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

История Змиевского края

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
Змиевской лицей №1 ПАНИ
СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА
colovrat.at.ua Alexa/PR
Счетчик тИЦ и PR
Google Analytics Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
webmoney webmoney
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Лицензия Creative Commons Все права защищены

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ (См. подробно).

История
Главная » Статьи » История Змиевщины

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗМИЕВЩИНЫ ВО ВРЕМЕНА ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Ю. А. Коловрат

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗМИЕВЩИНЫ ВО ВРЕМЕНА ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

 

Каждое из племён, входивших в Хазарский каганат, исповедовало свою этническую веру – язычество. Однако с самого раннего периода существования каганата здесь распространились и мировые религии: мусульманство и христианство. Для каждой группы населения существовали свои судьи. Аль-Масуди пишет, что в столице Хазарии, Итиле, «было семь судей: двое из них для мусульман, двое для хазар – эти судят по закону Торы, двое для тамошних христиан – эти судят по закону Евангелия, один же из них для славян, русов и других язычников, – он судит по законам язычества, то есть по закону разума» [1]. Поэтому можно говорить об изначальном равноправии всех религиозных групп каганата, что наряду с относительным равенством представителей разноэтнической аристократии, служило основой прочности пёстрой в этническом отношении Хазарии.

 

На начальном этапе развития, самой распространённой формой религии Хазарского каганата было язычество. Среди салтово-маяцкого населения довольно широкое распространение получили амулеты из костей лисицы, зайца, волка. Кроме зубов и клыков вышеупомянутых хищников в качестве амулетов применяли различные подвески, связанные с солярным культом. Это подвески с птичьими головками, в виде различных колец. Солярной символикой были наделены также предметы быта, например, зеркала, имевшие форму круглого диска, блестящие с одной стороны и орнаментированные с другой [2]. Археологическая экспедиция Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, работавшая летом 2007 г. под с. Мохнач, обнаружила довольно странную находку. Была найдена шкатулка, в которой хранились бусина из сердолика, бусины, покрытые золотом и серебром, а также серебряный браслет, одетый на овечьи кости. Суть этого обряда пока, к сожалению, остаётся непонятной.

 

Аланское население Змиевщины исповедовало язычество. Языческий характер мировоззрения аланского населения бассейна Северского Донца довольно наглядно отражают черты погребального обряда: ориентация погребённых зависит от ориентации катакомбы по сторонам света, наличие жертвенной пищи, положение погребённых, в частности, женщин, в скорченном положении на левом или правом боку, положение рук погребённых мужчин – вытянуты вдоль [3].

 

Однако общетюркский языческий культ Тенгри-хана уже не соответствовал социально-политическому строю, достигнутому населением Хазарии. Поэтому перед каганами Хазарии встал вопрос о новой государственной религии, могущей ещё больше сплотить разноэтнические племена державы и послужить в качестве государственной идеологии.

 

С запада (из Византии) и с юга (из Закавказских государств) всё больше и больше наступало христианство. В кон. VIII в. в подвластном Хазарии Крыму Византия учредила Готскую метрополию, в которую вошли семь епархий, находившихся на хазарской территории. Однако полной победы христианства не произошло – народные массы сохраняли приверженность язычеству, а правители Хазарии принимали то иудейство, то мусульманство. Византия, поддерживая проникновение христианства, преследовала свои цели – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Интриги, которые при этом затевало правительство империи, естественно, не способствовали расположению кагана к христианству. Хотя аланы уже с IVVI вв. были знакомы с христианством, то есть ещё до переселения в бассейн Северского Донца, тем не менее, данная религия распространялась здесь довольно медленно. В катакомбных захоронениях салтово-маяцкой культуры изредка находят подвески-амулеты в виде креста, что по мнению некоторых исследователей может указывать на христианское вероисповедание их хозяев [4]. Отметим, однако, что крест как таковой является скорее языческим символом [5], нежели христианским. Знаком однозначной принадлежности к христианству следует, на наш взгляд, считать не всякий крест, а лишь изображающий распятие.

 

Мусульманство также не имело шансов на успех среди салтовского населения. Во-первых, это была религия основного врага – халифата. Во-вторых, каган принял мусульманство вынужденно – в результате полного разгрома своего войска арабским военачальником Мерваном в 737 г. Мусульманство кагана напоминало о былом поражении, и было отброшено сразу же, как только Хазария окрепла. Следы мусульманства в последнее время были выявлены на памятниках болгарского варианта салтово-маяцкой культуры в бассейне Северского Донца. Здесь открыты погребения «зливкинского» типа сер. IXX вв., совершённые в соответствии с мусульманской погребальной традицией [6].

 

При кагане Обадии, воцарившемся в 790 г. [7], Хазарский каганат принял в качестве государственной религии иудаизм. Ещё до этого момента в Хазарию переселилось большое число евреев, гонимых в христианских и мусульманских странах. В царствование же Обадии евреи заселили целые кварталы Итиля. Они плотным кольцом окружили трон кагана. Обадия построил в Хазарии синагоги и школы, собрал большое количество еврейских мудрецов со всего Света, которые, получив множество золота и серебра, разъяснили ему иудейские книги священного писания, Талмуд, Мишну, праздничные молитвы. Именно с Обадии пошли 12 хазарских царей-иудеев.

 

С. А. Плетнёва предполагает, что «каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве» [8]. Того же мнения придерживается А. Я. Найман, утверждающий, что «Принятие иудаизма обеспечило вхождение Хазарии в средневековый цивилизованный мир и способствовало сохранению её независимости, поставив каганат на один уровень с арабами и византийцами» [9].

 

Иудаистские проповедники пытались обосновать иудейское происхождение кагана, что было весьма затруднительно, ведь иудаизм – узкая и сугубо национальная религия. Ещё труднее было сделать иудаистами всё население Хазарии. Талмуд прямо проповедует идею национальной исключительности, ненависти к инородцам и иноверцам [10]. Поэтому новая религия не объединила, а, наоборот, разъединила полиэтническое государство хазар. Принятие каганом, беком и всей итильской знатью иудаизма оторвало их от прочей хазарской аристократии, жившей в отдалённых регионах страны и пользовавшейся сильным влиянием в своих кочевьях и аилах. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть в каганате. Оговоримся, что, по мнению А. Б. Бубенюка, «данные некоторых нарративных документов времён средневековья позволяют считать, что под влиянием хазар в IX в. определённая часть алан Северного Кавказа могла перейти в иудаизм и придерживаться этой монотеистической религии не одно столетие» [11]. Однако, как показали данные археологии, в материалах исследований как бытовых, так и погребальных памятников салтово-маяцкой культуры (даже на территории домена кагана) не найдено ни одного предмета иудейского культа [12], что может свидетельствовать о распространении данной религии среди очень узкого круга лиц.

 

Еврейский историк А. Я. Найман, по вполне понятным причинам, не согласен с мнением об отрицательном влиянии иудаизма на политику страны. Однако в своей статье он не приводит аргументов против данной точки зрения, ограничиваясь лишь историографией вопроса [13]. На наш взгляд, отрицательное влияние принятия Хазарией иудаизма очевидно – хронологически оно совпало с началом гражданской войны в каганате.

 

Таким образом, славянское население Змиевщины в сер. VIII – сер. X вв., как и большая часть алан, исповедовало язычество. В то же время есть основания говорить о распространении христианства среди алан и мусульманства среди болгарского населения края. Иудаизм на территории Змиевщины в указанное время распространения не получил.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.         З "Промивалень Золота” Абуль-Хасана Алі ібн-Хусейна (Аль-Масуді) // Історія України в документах і матеріалах. – К.: Вид-во АН УРСР, 1939. – Т.1. Київська Русь і феодальні князівства XIIXIIIст. – С. 67.

2.         Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 3. – С. 223.

3.         Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 141.

4.         Там же. – С. 140, 142.

5.         Смирнова И. М. Тайная история креста. – М.: Эксмо, 2007. – С. 8 – 22; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 304 – 305.

6.         Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 136.

7.         Хонигсман Я. С., Найман А. Я. Евреи Украины (Краткий очерк истории). – К.: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1992. – Ч. 1. – С. 6.

8.         Плетнёва С. А. Хазары. – М.: Наука, 1986. – С. 63.

9.         Найман А. Я. Евреи в Хазарском каганате // Хазарский альманах. – Х.: «Каравелла», 2002. – Т. 1. – С. 96.

10.     См., напр. Ветхий Завет, входящий как в состав всех иудаистических Священных Писаний (Библии, Талмуда, Корана): Второзаконие: VII, 16; Второзаконие: ХХ, 16-17 и др.

11.     Бубенюк О. Б. Етнічний та релігійний склад аланського населення Хозарського каганату в VIIIX ст. // Хазарский альманах. – К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2005. – Т. 4. – С. 137.

12.     Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 136.

13.     Найман А. Я. Евреи в Хазарском каганате // Хазарский альманах. – Х.: «Каравелла», 2002. – Т. 1. – С. 98.

 

Коловрат Ю. А. Религиозная принадлежность населения Змиевщины во времена Хазарского каганата // // История Змиевского края. – 2008. – 25 октября. – http://www.colovrat.at.ua/publ/1-1-0-20


Категория: История Змиевщины | Добавил: Yurata (25.10.2008)
Просмотров: 2399
Лого в футер
Лого в футер
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat@at.ua  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz