Суббота, 25.3.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Видеоканал альманаха
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news

news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кем являются представители нынешнего украинского режима?
Всего ответов: 5
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ

Flag Counter

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » История славян и ариев

ОДЕЖДА СЛАВЯН И ИХ ПРЕДКОВ

Коловрат Ю. А.

ОДЕЖДА СЛАВЯН И ИХ ПРЕДКОВ

Часть 1. Медно-бронзовый и ранний железный век.

?> 

На протяжении многих тысяч лет территорию Украины населяли многочисленные племена, каждое из которых имело свои обычаи, традиции, стиль в одежде и украшениях. В данной статье мы, пользуясь работой костюмера и этнографа Зинаиды Васиной [7], попытаемся проиллюстрировать изменения в одежде, происходившие на территории Украины. Даты, приведённые здесь, применительны к территории Змиевского края и Слобожанщины, в целом. Несмотря на определённую критику в отношении научности труда З.Васиной [19], работы подобного рода несомненно необходимы, хотя бы в качестве рабочей гипотезы по реконструкции одежды древности и средневековья.

 

В 2000–1250 гг. до н.э. в Украине и Нижнем Поволжье была распространена катакомбная археологическая культура, выделена в нач. XX в. В.А.Городцовым. Носителями катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000–2000 гг. до н.э. на этой же территории племенами ямной культуры. Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родових старейшин отличаются более богатым инвентарем). К кон. 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Середней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры [13].

 

 

Рис. 1. Катакомбная культура (киммерийцы?)

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

Переходной период истории между медно-бронзовым и ранним железным веком соотносят, обычно, с киммерийцами. Впеврвые данный народ упоминается в Библии [Бытие: Х, 2], Илиаде [XIII, 1-6] и Одиссее [XI, 14-16]. Древности IX – сер. VII вв. до н.э. получили название киммерийской археологической культуры. Данная культура отражает финальную стадию развития киммерийского союза племён, представленного на ранних этапах срубной археологической культурой [15; 16]. Атрибуция предметов этого времени представляет определённую трудность, т.к. в украинских степях данного времени киммерийцы не были единственными насельниками.

 

 

Рис. 2. Одежда киммерийцев.

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

Население Змиевщины сер. VIIIII вв. до н.э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным [17, с. 6-7]. По данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в сер. VIIIII вв. до н.э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от синхронной культуры степных кочевников скифов [23, с. 24]. Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VIIIVII вв. до н.э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа [22]. П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) [18, с. 71].

 

 

Рис. 3. Одежда скифов-кочевников.

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

В IVII вв. до н.э. в Южном Приуралье сформировалась раннесарматская археологическая культура. Оттуда сарматские племена продвинулись в Поволжье и в низовья Дона. Начиная со ІІ в. до н.э. племена скифов постепенно вытесняются родственными им сарматами с территории Украины. Господство сарматов в украинских степях относят ко II в. до н.э. – IV в. н.э.; в III в. н.э. оно было подорвано приходом в Северное Причерноморье готов, а в IV в. н.э. завершилось с нашествием гуннов. Этническая принадлежность сарматов определена на сегодняшний день с достаточной степенью надёжности. Повествуя о сарматах, Геродот сообщает (История: IV, 117) [2, с. 216], что говорят они на скифском языке, только очень плохо. Скифов же, как было показано выше, мы можем с полной уверенностью отнести к группе иранских народов. Да и сам процесс плавной ассимиляции скифов сарматами может быть объяснён только родственностью данных этносов. В пользу принадлежности сарматов и скифов к северной отрасли иранских народов говорит также общность их обычаев, верований, особенности ведения хозяйства и т. п. факты.
 

Сарматские племена составляли значительную часть тогдашнего населения Украины, занимая Степь и Лесостепь. Сначала скифы сдерживали сарматский натиск. Но после поражения и гибели скифского царя Атея в ?>339 г. до н.э. в битве с войсками Филиппа Македонского ситуация изменилась. Скифское царство слабеет, а сарматы с III в. до н.э. усиливают свой натиск, достигая отдельными отрядами берегов Днепра. Часть скифов была уничтожена, часть асимилированна сарматами, а часть – оттеснена в Крым, где в III в. до н.э. – III в. н.э. существовало позднескифское царство.

 

 

Рис. 4. Одежда сарматов.

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

 

В III в. до н.э. , открытая в культура археологическая зарубинецкая III век н.э.), на территории западной и центральной Украины и южной Белоруссии распространяется 1899 г. археологом В.В.Хвойко и названа в честь с. Зарубинцы в Киевской области. На формирование зарубинецкой культуры сильное влияние оказали кельты латенской культуры. Сменяется черняховской культурой.

Тем не менее сохраняется локальный вариант на северо-востоке ареала в лице колочинской культуры. Некоторые исследователи (В.В.Хвойко, Б.А.Рыбаков). считают эту культуру раннеславянской. Другие (В.В.Седов) – считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами. Часть исследователей (П.Рейнеке, К.Такенберг, М.Бабеш) связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен скиров, бастарнов. Ю.В.Кухаренко также отмечает пришлый, не связанный с местными балто-скифскими культурами, её характер [10].
 

 

 

Рис. 5. Зарубинецкая археологическая культура:
повседневная одежда - слева, праздничная одежда - справа

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

В позднеримское и гуннское время территорию Змиевщины населяли славянские племена киевской археологической культуры. Позже, на основе киевских древностей в условиях распада Готского королевства, формируется пеньковская археологическая культура. Считаем обе эти культуры отражением развития одного этноса – антов. Реконструкции З.Васиной подтверждают наше мнение.

 

 

Рис. 6. Одежда антов. Киевская и пеньковская археологические культуры.
1 - реконструкция по материалам Мартыновского клада; 2 - одежда княжеской семьи; 3 - одежда простых общинников.

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

IVV вв. н.э. в истории Змиевского края связаны с че́рняховской археологической культурой, открытой впервые  Викентием Хвойкой в 1899 г. Впервые древности данной культуры были выявлены в сёлах Ромашки и Че́рняхов, Киевской области Украины – здесь находились селище и могильник. В Поднестровье аналогичные открытия были сделаны Карелом Гадачеком (поселения в Неслухове и др.). Позже, памятники данной культуры были обнаружены и на территории Змиевщины. Черняховская культура – одно из наиболее ярких историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение её на огромных просторах Лесостепной и Причерноморской зон однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, взлёт во всех сферах производства, распространение передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования – всё это выделяет её из ряда традиционных восточноевропейских культур и привлекает особое внимание исследователей. Непосредственной причиной кризиса и распада черняховской культуры явились события 70-х гг. IV в. В 375 г. гунны наносят поражение королевству Германариха. Осколки Гетики возглавили Витимир, Винитарий и Гезимунд. Группа готов, возглавляемая Витимиром, по-видимому, ещё оставалась на Змиевских землях. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые могильники на Харьковщине (у с. Соколово, например) функционировали до кон. IV[14].черняховская культура была отражением материальной культуры населения Готского королевства. С падением Гетики распалась и культура археологическая Черняховская в.

 

 

Рис. 7. Одежда черняховской археологической культуры:
1 - земледелец и воин; 2 - женская одежда.

Времена Готского королевства (IV в. н.э.).

(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993.

2.      Геродот. История: В 9 книгах. / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972.

3.        Гомер. Илиада: Пер. с др.-греч. Н. Гнедича. – М.: Дюна, 1993.

4.        Гомер. Одиссея: Пер. с др.-греч. В. Жуковського. – М.: Дюна, 1993.

 

 

5.         Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т.1.

6.   Березанская С. С., Отрощенко В. В., Чередниченко Н. Н., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. – К.: Наукова думка, 1986.

7.     Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.

8.            Гісем О. В., Мартинюк О. О., Трухан О. Ф. Історія України в таблицях. – Х.: Книжковий Клуб, 2006.

9.            Дюмезиль Жорж. Верховные Боги индоевропейцев. – М., 1986.

10.        Зарубинецкая культура // Википедия. – URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубинецкая_культура.  2009. 10 июля.

11.        История Европы: В 8 т. – М.: Наука, 1988. – Т. 1.

12.        Історія міста Харкова: Навчальний посібник для середніх загальноосвітніх навчальних закладів / Упор. О. Є. Кононенко. – Х.: Торнадо, 2001. – 128 с.

13.        Катакомбная культура // Википедия. – URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Катакомбная_культура . 2009. 10 июля.

14.        Коловрат Ю. А. Змиевщина в составе Готского королевства (320 – 420 гг. н.э.) // Вісті Зміївщини. – 2009. – 7 липня.

15.      Коловрат Ю. А. Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 1) // История Змиевского края. – Змиев. 14.10.2008. –  http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-16

16.        Коловрат Ю. А. Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 2) // История Змиевского края. – Змиев. 14.10.2008. –  http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-17 

17.        Коловрат Ю. А. Скифская Змиевщина. Лесостепная археологическая культура (сер. VIIIII вв. до н.э.). – Змиев: Компьютерный центр лицея №1 г.Змиева, 2009. – 84 с.: ил., карт. +1 цв. вкл.

18.        Либеров П. Д. Памятники скифского времени в бассейне Северского Донца // Материалы и исследования по археологии СССР. – 1962. – № 113.

19.        Реутов А., Вортман Д. Як нам одягати прадавніх українців? // Интернет: http://gioconda.livejournal.com/358624.html. 2009. 10 июля.

20.        Саяний М., Рябченко О. Зміївщина: ера використання бронзи // Зміївський кур'єр. – 1995. – Січень, № 2 (40).

21.        Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992.

22.        Шрамко Б А. Походження племен раннього залізного віку на території лісостепового лівобережжя України // Питання історії народів СРСР. – 1972. – Вип.14. – С. 153 – 162.

23.        Шрамко Б. А. Археология раннего железного века Восточной Европы. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1983.

24.        Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.

25.        Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977. – 155 с.: ил.

 

© Коловрат Ю.А., 10 июля 2009 г.

Ссылка на эту статью:
Коловрат Ю. А. Одежда славян и их предков. Часть 1. Медно-бронзовый и ранний железный век // История Змиевского края. – Змиев. – 10.07.2009. – http://colovrat.at.ua/publ/2-1-0-54

Категория: История славян и ариев | Добавил: Yurata (10.07.2009)
Просмотров: 22920

Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank