Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 2)



Publ ID: 1224006594-17

Читать начало

Погребения срубной культуры обнаружены в курганах и грунтовых могильниках. Бескугранные (грунтовые) могильники обычно сопутствовали только долговременным стационарным поселениям, что говорит об их принадлежности земледельческой части.

Курганы образуют небольшие компактные группы (из 5–10 насыпей), расположенные обычно на высоких берегах рек или по краю плато. Встречаются курганы, в которых срубные захоронения являются единственными. Для них характерна небольшая высота (1–1,5 м) при значительном диаметре (20–30 метров) [1, c. 465]. В насыпях встречаются ритуальные кострища, обильное количество костей и черепов жертвенных животных, глиняные площадки. Под одной насыпью находится обычно несколько захоронений, при этом нередки случаи, когда первоначально использовался курган, насыпанный в более раннее время. От множества досыпок форма кургана деформировалась и становилась удлинённой. Т. н. «длинные курганы» встречаются довольно часто. Среди них выделяются курганы хвостатой, гантелевидной и овальной формы [2].

Один из курганов срубной культуры, расположенный на северо-восточной окраине Балаклеи, справа от шоссейной дороги на Волохов Яр, перед железнодорожным мостом, был раскопан в 1969 году [15, c. 37].

Наиболее простым типом могильного сооружения в курганах срубной культуры являются грунтовые ямы. Распространены они по всей территории срубной культуры.

Курганные погребения срубной культуры на Змиевщине бывают трёх типов:

1) высотою 2-3 м и диаметром 30-35 м (их особенность – расположение на плато);

2) высотою 1-2 м и диаметром 20-30 м (нередко вокруг них прослеживается ров);

3) высотою 0,5-0,7 до 1,5 м и диаметром 20-30 м (здесь, как правило, несколько основных захоронений) [2, c. 55].

Относительно устройства самих могил необходимо сказать следующее. Самыми ранними на Змиевщине следует считать прямоугольные, реже квадратные, ямы основных погребений курганов первого типа. Для них характерны большие размеры – в среднем 2,60×2,40, глубина – 1,10 м. У курганов второго типа могилы также прямоугольные, но меньших размеров, в среднем – 2,20×1,50 м, глубина – 1,30 м. У курганов третьего типа могильная яма прямоугольная, но с округлёнными углами. Размер составляет в среднем 1,7×1,3 м с глубиною 0,70-1,0 м [2, c. 55].

Специфическою погребальной конструкцией, характерной для лесостепной Змиевщины, является деревянный сруб. В бассейне Северского Донца сруб обычно состоял из четырёх брёвен или расколотых плах, скреплённых между собою пазами. Сверху он, как правило, закрывался уложенными поперёк плахами. Средние размеры срубов – 2,80×1,40 м, высота – 50 см. По сути, это – деревянный ящик, сделанный из дуба, берёзы или сосны и установленный в яму. В. А. Городцову и И. Ф. Ковалёвой удалось проследить систему скрепления брёвен при помощи пазов, в которые входят подтёсанные края брёвен. На дне и поверх гребенчатого наката встречается слой камыша или дубовой коры. Часто дно бывает посыпано известью и речным песком. Исследователи особо обращают внимание на следы огня. Обжигалась площадка, на которой выкопана яма, обжигались срубы, обожжёнными бывают скелеты и инвентарь [1, c. 453; 2, c. 55].

Поза и ориентация погребённых не зависят от типа сооружений. Для погребённых срубной культуры Северского Донца характерны следующие признаки: скорченное положение, руки согнуты в локтях и кисти всегда находятся перед лицом; положение на левом боку; ориентировка на юго-, северо-восток и восток. Иногда в срубах Северского Донца положение и ориентировка скелетов отличается от общего правила. Эти отличия суть следующие:

  • покойники в срубах ориентированны головою на запад (редко с отклонением к северу);
  • руки у них не согнуты в локтях, а располагаются следующим образом: левая вытянута вдоль туловища, правая согнута в локте под прямым углом и уложена на туловище так, что её кисть находилась на левой руке.

Эта последняя особенность чётко связывает срубную культуру с катакомбною, для погребений которой именно такое положение скелета является характерным.

В курганах третьего типа (с несколькими захоронениями) погребённые ориентированны головою на восток, северо-восток и кисти рук у них находятся перед лицом.

Для срубной культуры характерны, в целом, трупоположения. Однако имеется и несколько захоронений с трупосожжениями. По подсчётам С. И. Берестнева, в Левобережной лесостепи они составляют лишь 5 % [12]. Как правило, на Змиевщине трупосожжение совершалось не в яме, а на стороне. Кальцинированные кости помещались кучей непосредственно в центре ямы. После этого ритуал погребения соблюдался такой же, как и при трупоположении.

В 1982–1985 гг. возле с. Сухая Гомольша под руководством В. К. Михеева и кандидата исторических наук, доцента Ю. В. Буйнова был раскопан курган срубной культуры. Всего под курганом было найдено 23 отдельно выкопанных посудин и 19 захоронений. Из них 4 впускные скифские захоронения, остальные – племён срубной культуры. Данная находка уникальна тем, что ранее в бассейне Северского Донца никогда ранее не встречались урновые погребения срубной культуры. Часть погребений Сухогомольшанского кургана и острорёберные миски (без следов захоронений) относятся к раннему архаическому этапу срубной культуры, который датируется XV–XIV столетиями до н.э. Прочие трупосожжения и некоторые одиночные предметы посуды можно отнести к позднему этапу развития срубной культуры, хронологические рамки которого определяются XIV–XIII вв. до н. э. Об этом говорят формы посудин-урн, большинство которых напоминает банки без орнамента и без гребенчатых расчёсов, которые характерны для племён данной культуры, и рыболовный крючок [12].

К погребальным обрядам срубной культуры относятся тризна и ритуальное кострище. Причём, они выявлены только в лесостепной части Змиевщины и никогда не встречаются в степи. Благодаря методам археологического исследования мы можем проследить, как совершались погребальные обряды змиевчанами срубной культуры. Над основным погребением сооружалась невысокая насыпь, вершина которой выравнивалась в виде площадки. На этой площадке совершалась тризна, после чего здесь разводился большой костёр (иногда даже склоны насыпи обкладывались деревом).

Затем по краям кострища укладывали бычьи конечности и шкуры, а поверх них – головы. В отдельных случаях на одной стороне кострища укладывали головы быков, а на другой – горшки с пищей. После совершения тризны курган досыпался до нужной высоты. Иногда поверх подсыпанного кургана клали ещё одну голову, тоже с конечностями.

Погребальный инвентарь погребений срубной культуры довольно беден. В большинстве случаев он состоит из одного, реже двух сосудов. Горшок обычно находился перед лицом умершего, иногда у затылка и реже около ног. Вероятно, в горшках была молочная или какая-либо жидкая пища. В некоторых случаях в сосудах встречались кости животных, свидетельствующие о том, что в них находилась мясная пища.

Грунтовые могильники отличаются от курганных отсутствием насыпи. Они всегда находятся в непосредственной близости от воды, занимая всхолмления на высоких местах коренных берегов рек. Сведения об устройстве погребальных сооружений грунтовых могильников скудные.

В грунтовых могильниках по составу погребального инвентаря «богатые» захоронения не выделяюются. Набор вещей всегда одинаков.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 1.
  2. Березанская С. С., Отрощенко В. В., Чередниченко Н. Н., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. – К.: Наукова думка, 1986.
  3. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1993.
  4. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1988. – 303 с.: ил.
  5. Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. – 2-е вид., випр. і доп. – Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005.
  6. Гісем О. В., Мартинюк О. О., Трухан О. Ф. Історія України в таблицях. – Х.: Книжковий Клуб, 2006.
  7. Гомер. Илиада: Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. – М.: Дюна, 1993.
  8. Гомер. Одиссея: Пер. с древнегреч. В. Жуковського. – М.: Дюна, 1993.
  9. Дюмезиль Жорж. Верховные Боги индоевропейцев. – М., 1986.
  10. История Европы: В 8 т. – М.: Наука, 1988. – Т. 1.
  11. Історія міста Харкова: Навчальний посібник для середніх загальноосвітніх навчальних закладів / Упор. О. Є. Кононенко. – Х.: Торнадо, 2001. – 128 с.
  12. Саяний М., Рябченко О. Зміївщина: ера використання бронзи // Зміївський кур'єр. – 1995. – Січень. – № 2 (40).
  13. Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України. – К.: Либідь, 1992.
  14. Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.
  15. Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 2) // История Змиевского края. 2008-10-14. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-17 (дата обращения: 2024-03-29).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2008-10-14 | Просмотров: 19523 | Ключевые слова: срубная культура, киммерийцы, народ гомер