Воскресенье, 26.3.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Видеоканал альманаха
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news

news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кто из иностранцев мог бы быть лучшим Президентом Украины?
Всего ответов: 6
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ

Flag Counter

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Yurata
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » История Змиевщины

ЗМИЕВЩИНА ВО ВРЕМЕНА ОСТРОГОТСКОГО КОРОЛЕВСТВА (IV – V вв. н.э.)

ЗМИЕВЩИНА ВО ВРЕМЕНА

ОСТРОГОТСКОГО КОРОЛЕВСТВА

(IVV вв. н.э.)

 ____________________________
Магистр истории
Ю. А. Коловрат
Лицей № 1 г. Змиева, методическая кафедра учителей истории и географии
Историко-краеведческий музей лицея № 1 г. Змиева

IVV вв. н.э. в истории Змиевского края связаны с че́рняховской археологической культурой, открытой впервые в 1899 г. Викентием Хвойкой. Впервые древности данной культуры были выявлены в сёлах Ромашки и Че́рняхов, Киевской области Украины – здесь находились селище и могильник. В Поднестровье аналогичные открытия были сделаны Карелом Гадачеком (поселения в Неслухове и др.). Позже, памятники данной культуры были обнаружены и на территории Змиевщины.

 

Черняховская культура – одно из наиболее ярких историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение её на огромных просторах Лесостепной и Причерноморской зон однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, взлёт во всех сферах производства, распространение передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования – всё это выделяет её из ряда традиционных восточноевропейских культур и привлекает особое внимание исследователей.

 

Изучением черняховских памятников на территории Змиевщины занимались многие выдающиеся учёные Харьковского университета. В 1902 г. на XII-ом археологическом съезде В.А.Городцов впервые заявил о возможности существовании на Харьковщине памятников, относящихся к культуре полей погребений. В 1920-х гг. данная культура активно изучалась А.С.Федоровским и И.Н.Луцевичем [10. – С.4].

 

Во втор. пол. XX в. учёные Харьковского университета целенаправленно не изучали памятники черняховской культуры. Проводились лишь их археологические разведки под руководством А.Г.Дьяченко. В сер. 70-х гг. к исследованиям подключился Б.А.Шрамко. В кон. 70-х – нач. 80-х гг. данной проблематикой занимались Е.Н.Петренко и Ю.В.Буйнов. К кон. 80-х гг. черняховская культура не изучалась [10. – С.4].

 

Рис. 1. Древности черняховской культуры.

 

С 1995 г. в изучении праславянской истории на Змиевщине начался новый период. Изучением черняховских памятников занялась Германо-славянская археологическая экспедиция Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина под руководством кандидата исторических наук М.В.Любичева. На территории Змиевского района особенно пристально изучается бассейн реки Мжи [10. – С.4].

 

В III вв. н.э. начинаются массовые миграции народов Европы, связанные, в первую очередь, с изменением местных климатических условий и демографической ситуации. Начало переселению народов (втор. пол. IIV вв. н.э.) положило передвижение восточногерманских племён: скиров, бастарнов, асдингов, виктофалов, вандалов и готов. Первыми переселение к югу начали племена бастарнов и скиров. Первые известия об этом относятся ко II в. н.э. Затем их примеру последовали готы.

 

К III в. готы и родственные им племена герулов, тайфалов и уругундов достигли Северного Причерноморья, где основали своё королевство – Гетику. Чуть позже королевство разделилось по племенному принципу: западные готы (визиготы) осели на запад от Днестра, восточные (остроготы, остготы) – на востоке [1. – С.70-73]. В период освоения готами Причерноморья и распространения здесь черняховской культуры часть позднескифского населения начинает расселяться в лесостепи днепро-донецкого междуречья. В нач. IV в. черняховское население вытесняет из лесостепной Змиевщины славянские племена киевской культуры [11. – С.141]. Учитывая множество местных вариантов черняховской культуры, возникновение которой относится к данному периоду времени, можно предполагать довольно мирные отношения мигрантов с теми из аборигенов, кто влился в состав нового населения. Славянские племена продолжали заниматься земледелием, сарматы – кочевым животноводством. Административная и военная функция находились в руках пришлых готов. Характерно, что в это время на наших землях совершенно не возводили замков и крепостей, что, несомненно, говорит об отсутствии какой-либо угрозы со стороны соседей.

 

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о полиэтничности черняховской культуры. Хотя хронологически существование культуры совпадает со временем существования Готского королевства, тем не менее, в формировании её принимали участие не только готы и гепиды (изначально носители вельбарской культуры), но также местное население: сарматы и славянские племена (носители киевской культуры и население позднезарубинецкого горизонта) [11. – С.133-139].

 

О густоте заселения Змиевщины в черняховском периоде говорят многочисленные селища данного времени. Огромное количество известных по данным археологических разведок поселений говорит о демографическом «взрыве», усилении плотности населения на данной территории. Большинство черняховских памятников в лесостепи, и на Змиевщине, в частности, расположены на реках третьего и четвёртого порядка. Это свидетельствует о процессах внутренней колонизации малых межречных чернозёмных равнин [10. – С.5].

В первую очередь необходимо отметить черняховское поселение, существовавшее неподалёку от города Змиева, на т.н. Змиевом городище. В самом городе, в урочище Провалье, было расположено ещё одно поселение [7. – С. 450; 20. – С.75; 11. – С.210]. На сегодняшний день открыты следующие селища черняховской культуры: у пос. Джгун (поле бывш. совхоза «Червоный Велетень»), неподалёку от с. Западенька (возле Кутового Яра), в 1,5 км от с. Пролетарского (в пойме правого берега реки Мжи), у сёл Колесники и Тимченки, Задонецкое, Нижний Бишкин, Соколово, Черкасский Бишкин, Лиман (хутор Довгали), Сухая Гомольша [8. – С.78; 10. – С.4,6; 11. – С.214; 20. – С.211]. Большое количество поселений черняховцев находилось на берегах Мжи: в сёлах Борки, Кравцово, Луговое, Островерховка; вблизи хутора Погорелый (иное название Заможанский); в с. Тарановка [11. – С.213-214]. В 1960 г. в с. Соколово на правом берегу Мжи, была найдена римская монета времён императора Галиена (253 – 268 гг. н.э.), что указывает на приблизительное время существования поселения [20. – С.79].

 

Поблизости от поселений располагаются могильники, обычно довольно больших размеров, с трупосожжениями и трупоположениями, обставленными сосудами и снабжёнными типичными для данной культуры мелкими украшениями и предметами домашнего обихода. На территории Змиевского района находится немало могильников, относящихся к черняховскому периоду. Бóльшая часть из них выявлена местным краеведом, нашим земляком А.М.Комовым [16].

 

Черняховские могильники, как правило, большие, биритуальные – с обрядами ингумации и кремации. Характерной чертою первых является погребение с северной и западной ориентацией, наявностью ритуально повреждённых скелетов. Другие же характеризуются ямными и урновыми трупосожжениями и др.

 

Рис. 2. Ареал распространения черняховской культуры.

К востоку от Днестра осели остготы (остроготы), к западу – вестготы (визиготы).

 

Могильник Соколово-1, находится на территории села, за трассою Мерефа – Змиев. Чуть ближе ко Мже при хозяйственных работах было вскрыто отдельное погребение [11. – С.214].

 

Ещё один из памятников черняховской культуры – могильник Соколово-2 – находится на расстоянии 1 км от Соколово – в урочище Ленивка, на правом берегу балки, по которой когда-то протекала река Виловка. Этот памятник занимал южную, наиболее высокую часть мыса. Площадь могильника 55 кв.м. В 1984 г. Е.Н.Петренко изучил одно разграбленное трупоположение с инвентарём. В 1996 и 1997 гг. археологи В.В.Дидык и М.В.Любичев исследовали здесь два безурновых трупосожжения и остатки тризны. Сейчас данный памятник в значительной мере уничтожен карьером. Погребение 1 могильника Соколово-2 датировано сер. IV – сер. V вв. [11. – С.214].

 

Высокий уровень развития ремёсел содействовал развитию обмена и торговли. Племена черняховской культуры имели тесные торговые связи с купечеством Римской империи. Об этом неоспоримо свидетельствуют многочисленные находки римских монет. Подобные монеты не редкость и на землях Змиевщины. Кроме того, огромное число монет попадало в наши края после успешных походов готов на Римскую империю. В 1948 г. на левом берегу р. Мжи возле с. Тимченки был найден серебряный денарий Фаустины Младшей, жены римского императора Марка Аврелия (161 – 180 гг. н.э.). Серебряная монета Фаустины Старшей, жены Антонина Пия (138 – 161 гг. н.э.), найдена в нач. 1960 г. возле хутора Глубокая Долина учениками Первомайской средней школы. Бронзовая монета Антонина Пия обнаружена недалеко от Первомайского, на Ильиновом поле, жителем этого села краеведом А.М.Комовым [6]. Неподалёку от с. Верхний Бишкин (теперь в Первомайском районе), в урочище Роганина, найдены римские монеты: динарий императора Адриана (117 – 138 гг. н.э.) и сестерций Римиталка (132 – 136 гг. н.э.). Возле с. Соколово, на правом берегу Мжи, была найдена в 1960 г. римская монета времён императора Галиена (253 – 268 гг. н.э.). Древнеримские монеты находили на территории Змиевского уезда и до революции 1917 г. [20. – С.79,81,119].

 

Рис. 3. Римские монеты,

аналогичные тем, что найдены на территории Змиевщины:

А – денарий Адриана; Б – латунный сестерций Антонина Пия; В – сестерций Марка Аврелия; Г – сестерций Антонина Пия; Д – сестерций Фаустины Старшей.

К большому сожалению, мы не можем здесь и сейчас опубликовать фотографии римских монет черняховского периода, хранящихся в фондах Змиевского краеведческого музея.

 

* * *

Считается, что основною причиной упадка черняховской культуры было исчезновение излишков в производстве зерновых. Эти излишки были главным экономическим условием содержания ремесленников, которые создавали яркую внешность этой культуры. С разрушением агротехнической и ремесленной основы культуры были прерваны экономические связи, объединявшие разноэтнические элементы черняховской культуры в рамках единой общности.

 

Непосредственной причиной кризиса и распада черняховской культуры явились события 70-х гг. IV в. В 375 г. гунны наносят поражение королевству Германариха. Осколки Гетики возглавили Витимир, Винитарий и Гезимунд. Группа готов, возглавляемая Витимиром, по-видимому, ещё оставалась на Змиевских землях. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые могильники на Харьковщине (у с. Соколово, например) функционировали до кон. IV в. [10. – С.6] Черняховская археологическая культура была отражением материальной культуры населения Готского королевства. С падением Гетики распалась и черняховская культура.

 
 

Рис. 4. Визитная карточка черняховской культуры

гадательная чара из с. Лепесовка с календарно-аграрной символикой.

 

Наследники Витимира Алатей и Сафакс уводят готов на запад – к Дунаю. Отныне основную роль на Змиевщине играют славяне, продолжающие осваивать лесостепную зону, и тюркоязычные кочевники, закрепившиеся на степных просторах нашего края.

 

Источники и литература

1.     Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. ст., пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. – М.: Изд-во вост. лит., 1960.

 

2.     Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 3.

3.     Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.

4.     Всемирная история: В 10 томах. – М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 2.

5.     Грушевський М. С. Історія України-Руси: В 11 т. – К.: Наукова думка, 1991. – Т.1. До початку ХІ віку.

6.     Зайцев Б., Рябченко О. Давньоримські монети – на Зміївщині // Вісті Зміївщини. – 1992. – 28 січня.

7.     Історія міст і сіл УРСР: В 26 т. / Зав. ред. В. Т. Ткаченко. К.: Головна редакція української радянської енциклопедії АН УРСР, 1967. Т. 1. Харківська область.

8.     Любичев М. В. К вопросу о времени появления памятников черняховской культуры на Днепро-Донецком водоразделе // Российская археология. – 2003. – № 3. – С.

9.     Любичев М. В. Населення території північно-східної України в римський час (І VII ст. н.е.). – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2003.

10.  Любичев М. В. Памятники черняховской культуры на Харьковщине // Харьковский исторический альманах. – 2002. – Вып.: Зима 2002 год. – С.

11.  Любичев М. В. Черняховская культура Днепро-Донецкой лесостепи: История исследования и основные проблемы изучения. Монография. – Х.: Изд-во ХГАДТУ, 2000.

12.  Міхеєв В. К., Шрамко Б. А. Археологія залізного віку Східної Європи. – Х.: Каравела, 2000.

13.  Обломский А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III – первая половина V в. н.э.). – М.: Наука, 2002.

14.  Саяний М., Рябченко О. Зміївщина – ера використання заліза // Зміївський кур’єр. – 1995. – Лютий, №2.

15.  Саяний М., Рябченко О. Зміївщина – ера використання заліза // Зміївський кур'єр. – 1995 . – Лютий, № 6.

16.  Саяний М., Рябченко О. Черняхівська культура на території Зміївщини // Зміївський кур'єр. – 1995. – № 11.

17.  Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: Наука, 1979.

18.  Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992.

19.  Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.

20.  Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977.

 

© Магистр истории Ю. А. Коловрат

 

Коловрат Ю. А. Змиевщина во времена Остроготского королевства (IV – V вв. н.э.) // История Змиевского края. [Электронный документ. Режим доступа: http://www.colovrat.at.ua/publ/1-1-0-55].

Категория: История Змиевщины | Добавил: Yurata (10.07.2009)
Просмотров: 7947
Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank