ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Том 36. Сибирские летописи

Полное собрание русских летописей. — Т. 36. Сибирские летописи, ч. 1: Группа Есиповской летописи / ред. коллегия: акад. А. П. Окладников, акад. Б. А. Рыбаков, В. И. Буганов и др., подготовка текстов: В. Н. Алексеев, Е. И. Дергачева-Скоп, Е. К. Ромодановская и др., предисловие: Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская, палеографическое описание: Л. М. Костюхина, Н. А. Дворецкая; Ин-т истории СССР АН СССР, Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. — М.: Наука, 1987. — 384 с.

В XXXVI томе была начата публикация сибирских летописей XVII века. Было объявлено, что полное издание сибирских летописей будет двухтомным, а настоящий том – первая часть полного издания, в которую вошли Есиповская летопись и непосредственно связанные с ней или созданные на её основе летописи т. н. «круга Есиповской летописи». Кроме самой Есиповской летописи в пяти списках и вариантах в издание вошли Румянцевский и Погодинский летописцы как самостоятельные редакции Есиповской летописи, Сибирский летописный свод, представленный во всех его редакциях, раскрывающих становление и развитие летописного текста вплоть до событий 30-х – 40-х гг. XVIII века, также издан Синодик Ермаковым казакам как самый значительный источник сведений при создании публикуемых летописей. Во второй части полного издания, по-видимому, было запланировано опубликовать вторую основную линию сибирского летописания Летопись Строгановскую и связанные с ней летописные тексты.

Содержание Есиповской летописи составляет краткий рассказ об истории Сибири до прихода русских (о сибирских князьях и царях) и развернутое повествование о походе Ермака и укреплении русских в Сибири, оканчивающееся известием о смерти Кучума «в Нагаях». Вся предыстория похода, связанная с пребыванием казаков на Волге или на Урале, у Есипова отсутствует. Он рассматривает присоединение Сибири к Русскому государству как факт, предопределенный божественным провидением, как подчинение «неверных» христианскому царю. Отряд Ермака представляется летописцу «мечом обоюдуострым», выполняющим божественную миссию, а история подготовки похода, её детали разрушили бы проведенческую концепцию.

Летописный свод Сибирский, созданный на основе распространённой Есиповской летописи и «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии её» («Книги записной»), служил официальной летописью Тобольска и создавался в кругах высшей светской и церковной администрации. Центральное место в Л.с.С. занимает роспись воевод, дьяков, подьячих и письменных голов как Тобольска, так и других сибирских городов. Основная особенность летописи изложение событий сибирской истории ведётся по годам правления тобольских (главных для Сибири) воевод. Примечательно, что ранние редакции свода сохранили сведения традиционного характера из не дошедшей до нас тобольской летописи: о поставлении архиепископов и митрополитов, постройке церквей и монастырей, пожарах и строительстве Тобольска. В позднейших редакциях подобные реальные и бытовые черты опускаются, текст стандартизируется, превращаясь в официальный исторический справочник, дающий сведения прежде всего о сибирской бюрократии.

Отдельно в данном издании опубликован Синодик Ермаковым казакам – впервые в редакции софийского Чина православия, в который он был включён архиепископом Киприаном. Вся сибирская историография вплоть до настоящего издания знала текст Синодика только в есиповской летописной редакции.

На главную | Вернуться в библиотеку | ПСРЛ