Сёстры Синяковы – харьковские музы футуризма. Часть 1



Publ ID: 1329946756-234

СЁСТРЫ СИНЯКОВЫ – ХАРЬКОВСКИЕ МУЗЫ ФУТУРИЗМА

© В. П. Титарь, А. Ф. Парамонов, Л. И. Фефёлова

В 1986 г. один из авторов листал только что вышедший из печати еще пахнущий типографской краской том Велимира Хлебникова «Творения» [1]. И неожиданно для себя отметил, что четверть книги связана с Харьковом и, в основном, с сестрами Синяковыми. Попытался выяснить, кто они такие и где жили. Но ничего существенного тогда ему не удалось узнать. Совершенно случайно его хороший знакомый художник Дмитрий Дымшиц  как-то в разговоре сказал ему, что один из старейших преподавателей Харьковского промышленно-художественного института Борис Васильевич Косарев, рассказывая студентам о художественной жизни Харькова 1910-х годов, упоминал о сестрах Синяковых. В одну из этих сестер - художницу Марию Синякову - был тайно влюблен Борис Косарев. Но она казалась ему недоступной. Мария была старше его, очень красивая и высокая, а Борис Васильевич был невысокого роста. Косарев вспоминал, что когда он был у нее в гостях в селении Красная Поляна, то за ней усердно ухаживал В. Хлебников, и когда тот пытался уединиться с Марией Синяковой в зарослях возле реки, то Борис Васильевич из засады бросал в него камешки. Хлебников чертыхался, озирался и пытался отыскать озорника, который ему мешал общаться с девушкой.

Воодушевленный этим рассказом, автор попросил Дмитрия Дымшица на правах бывшего ученика и коллеги расспросить у Бориса Косарева, где жило семейство Синяковых в Харькове, и сохранился ли их дом в Красной Поляне. Несмотря на все старания Дмитрия Дымшица, Борис Васильевич так толком ему и не ответил на все заданные вопросы. Мы это восприняли, как нежелание Косарева по какой-то причине рассказать подробности о давно минувших годах. Но каково было наше удивление, когда в журнале «Волга» за 1999 г. мы не нашли в записях интервью, взятого В. Яськовым у художника Бориса Косарева осенью 1985 г., харьковского адреса Синяковых. Там были приведены лишь различные предположения корреспондента, бравшего интервью [2]. А Красная Поляна, по словам Бориса Косарева, находилась где-то под Мохначем. Эти факты говорят о том, что Борис Васильевич после того, как уехал в 1920 г. из Харькова в Одессу, и после своего возвращения в Харьков ни в доме Синяковых в Харькове, ни в Красной Поляне больше не появлялся. Тем более что и членов многочисленного семейства Синяковых с середины 1920-х годов в Харькове не осталось. Одни перебрались в Москву, другие погибли.

Поэтому естественно у нас возникло желание выяснить подробности жизни семейства Синяковых в Харькове в 1910-1920-х годах. Проследить их связи с выдающимися деятелями культуры того времени, определить вклад членов семьи Синяковых в творческие процессы становления нового искусства начала ХХ века.

Вначале мы проанализировали литературные источники, их оказалось не так уж и много. Кроме коротких воспоминаний Марии Михайловны Синяковой-Уречиной и Ксении Михайловны Асеевой-Синяковой [3-5] и нескольких работ о Синяковых [6-10] в основном пришлось выискивать информацию в комментариях к сочинениям В. Хлебникова, Б. Пастернака, Н. Асеева, В. Маяковского и М. Цветаевой. [11-15].

В 1995 г., просматривая сборники «Весь Харьков» за 10 лет (1907-1917), в книге за 1910 г. мы нашли имя Синюкова Михаила Ивановича, проживающего по Никитинскому переулку, № 22 [16]. Этот переулок оказался недалеко от ДК Червонозаводского района. Мы нашли этот дом, который неплохо сохранился до нашего времени и в котором сейчас располагается Харьковское областное пуско-наладочное управление. Нас смущало немного, что фамилия владельца была не Синяков, а Синюков. Но это могла быть русифицированная версия украинской фамилии Синюк. А отсюда - Синюков-Синяков. Мы обратились к специалистам харьковских музеев и библиотеки им. Короленко, но никто из них ни подтвердить, ни опровергнуть адрес проживания семейства Синяковых, известных в истории культуры Харькова, не мог.

В 1999 г. мы нашли на карте Харьковской области селение Красная Поляна, которое находилось недалеко от поселка Водяное Змиевского уезда, и отправились на поиски усадьбы Синяковых, которая должна была находиться там.

ХУТОР КРАСНАЯ ПОЛЯНА

Проехав пос. Васищево, славящийся тепличными овощами и фруктами, мы добрались до пос. Водяное, расположившегося на обоих берегах р. Уды. До 1917 года Водяное – это один из самых престижных дачных поселков для чиновников и купечества. На его окраине стоит бывшая приходская Борисоглебская церковь. Освященная в 1905 году, она была закрыта в 1932 г. и восстановлена в 1996 г. В настоящее время церковь обустроена большим подворьем с кирпичными зданиями и службами, здесь теперь женский монастырь. Надо отметить, что все службы построены из белого силикатного кирпича, тогда как сама церковь – из простого, красного. Это типичный пример того, как церковное начальство не заботится о внешнем облике православного храма. Ныне в монастыре находится святыня Харьковской епархии, чудесно обновленная 20 июля 1997 г. икона Спас Нерукотворный.

Прямо напротив женского монастыря находится проселочная асфальтированная дорога, ведущая на хутор Красная Поляна. Но мы вначале её не заметили и проскочили мимо. Проехав 1,5 - 2 км по трассе, мы поняли, что нужно вернуться и расспросить, где находится поворот на Красную Поляну, у дорожных рабочих, которых мы видели на обочине. Вот они нам и указали поворот на проселочную дорогу, находящуюся как раз напротив женского монастыря и ведущую в Красную Поляну. Позже, рассмотрев старые карты, мы увидели, что ранее дорога на Красную Поляну и далее в город Змиев, шла напрямую из Васищево, делая довольно большой изгиб. Но в 1960-е годы дорогу выпрямили, через реку Уды построили новый мост, и Красная Поляна осталась в стороне.

Ухабистая, извилистая дорога идет по густой, тенистой лесополосе, и нам пришлось заметно снизить скорость. Нетерпение нарастало – нам поскорее хотелось увидеть знаменитую Красную Поляну, где к удивительным сестрам Синяковым почти 90 лет назад в 1910-1920-х годах приезжал в гости практически весь цвет русско-украинского футуризма, кубизма и неопримитивизма: Маяковский и Хлебников, Пастернак и Асеев, братья Бурлюки (Давид, Владимир и Николай), Ермилов и Косарев, Бобрицкий и Моне-Кац и многие другие. Большинство из них стали известными поэтами и художниками, а некоторые и классиками в России, Украине, Франции, США.

Вот мы въехали в Красную Поляну. Сегодня она, как и в прошлом, является небольшим поселением. В конце XVII века имели здесь свои пасеки и сенокосы пушкари города Чугуева, а с 1765 г. жили войсковые обыватели. Поскольку селение маленькое, с небольшим наделом земли, да еще стояло на почтовой дороге в Змиев и Балаклею, то есть обременялось постоянными земскими повинностями, соответственно и возможности развития у него не было. Водяное, как дачный поселок, с его отдаленностью от больших дорог, окруженное высокими холмами более привлекало к себе богатых чиновников. Поэтому сомнения по поводу Красной Поляны у нас были. Смотрим по сторонам в поисках пожилых людей, которые хоть что-нибудь могут знать о Синяковых. На одном из приусадебных участков увидели пожилую женщину, которая из шланга поливала свой довольно большой и ухоженный огород. Подошли к ней, разговорились. Она сказала, что о Синяковых ничего не знает, но на краю хутора Красная Поляна живет Анна Прокофьевна Восковская – самая старшая по возрасту из местных старожилов. Проехали весь поселок, остановились у продуктового магазина, чтобы уточнить, где живет А.П. Восковская. В магазине оказались сезонные рабочие – и они, конечно, не знают А.П. Восковскую. Наконец, подошел средних лет мужчина и сказал, что знает такую, но к хутору мы, оказывается, еще не доехали, но он туда идет и покажет нам дорогу. Мы взяли его с собой в машину и поехали. Он стал нас расспрашивать, зачем нам нужна Анна Прокофьевна, и никак не мог взять в толк, для чего мы разыскиваем людей, знавших Синяковых. Он настырно стал предлагать купить дом на хуторе, который продается сравнительно не дорого. Наконец, мы подъехали к хутору. Мужчина вылез из машины, и, толком не указав нам дом, где живет А.П. Восковская, поспешно удалился.

Еще опросив нескольких жителей, мы нашли по адресу ул. Первомайская, № 22, дом, в котором проживает А.П. Восковская. Из калитки вышла шестилетняя девочка. Мы спросили у нее, дома ли бабушка, девочка вскоре вернулась с женщиной лет 40, а следом за ней вышла и Анна Прокофьевна, довольно энергичная пожилая женщина, которой можно было дать не более 75 лет.  На наш вопрос о Синяковых, она ответила, что не только знала Синяковых, но и жила рядом с ними и работала в саду их усадьбы. Мы удивились, а сколько же ей лет, что она так хорошо знает Синяковых - она ответила, что ей 85. Мы попросили Анну Прокофьевну показать место, где была их усадьба. Она села с нами в машину, и вот через пять - шесть минут мы въехали на подворье усадьбы Синяковых.

Как рассказала А.П. Восковская, в 1920-х годах усадьба Синяковых была с домом и большим садом на взгорье. Сад Синяковых занимал 12 гектаров земли наверх от дома и до балки. Борис Косарев вспоминал: «Дом в Красной Поляне был большой, деревянный, стоящий как бы над двором: после того, как вы входили в ворота, надо было еще по широкой лестнице подниматься на террасу, где обычно собиралась вся семья и гости за завтраком, обедом, ужином и бесчисленными чаепитиями, следующими с такой частотой, что правильнее было бы сказать об одном сплошном чаепитии, прерываемом завтраком, обедом и ужином. Стены в доме были оклеены какими-то до чрезвычайности красными обоями с попугаями, и однажды он заметил, что обои оборваны во многих местах на высоте человеческого роста. Ему объяснили, что это местные девки, приходившие по какому-нибудь делу, украдкой обрывали их, чтобы потом румяниться» [2].

Мы бродим по двору некогда гостеприимной усадьбы Синяковых. Вокруг следы запустения. От большого усадебного дома, который находился в начале небольшой возвышенности, сохранилась примерно третья его часть и погреб, который был примерно на середине дома, а теперь стоит отдельно в стороне. В доме Синяковых находилась контора лесничества, а в последнее время – общежитие для сезонных рабочих. От сада осталось несколько деревьев. Старенькие, морщинистые их стволы и ветви, обвитые хмелем, просто очаровательны в своем величии. Еще бы, они видели то, что нам уже не увидеть никогда. Вот когда начинаешь понимать, почему люди сажали свое дерево, а сад Синяковых превратил Красную Поляну в место, где в скором времени будут бывать еще не одно поколение литераторов и художников. Совсем недавно решением Змиевской администрации дом Синяковых в Красной Поляне передан районному краеведческому музею. Первый шаг к возрождению Красной Поляны сделан.

Знаменитый высокий амбар, сложенный из больших бревен, на котором была устроена открытая веранда с видом на окрестные леса и реку Уды и на котором Мария Синякова обычно работала за мольбертом, был разобран еще в 1930-е годы для нужд местного колхоза. Не сохранилась и уютная беседка, которая находилась справа от дома. В ней, за самоваром, в спорах и дискуссиях между молодыми блестящими интеллектуалами начала ХХ века формировались основные пути нового искусства. В ней же сестры Синяковы выслушали не одно объяснение в любви и верности.

А.П. Восковская рассказала, что в хуторе Красная Поляна было только две усадьбы – усадьба Синяковых и ее отца – Прокофия Халина. Она хорошо помнит братьев Синяковых – Федора, Владимира, Бориса и Виктора. Федор где-то в 1916-1917 г. утонул зимой в реке, провалившись под лед. Владимир исчез сразу после революции, и она его больше не видела. Вроде был он офицером Добровольческой армии. Виктор появился после революции, в 1920-1930-х годах, служил в Васищевском сельсовете. Борис был болен каким-то нервным расстройством, поэтому после раскулачивания 1929 года остался служить сторожем в своей бывшей усадьбе и колхозном саду.

А.П. Восковская хорошо помнила Марию, Веру и Надежду Синяковых. Особенно хорошо, как она говорит, Маню Синякову, которая целыми днями сидела на крыше амбара и рисовала на холстах масляными красками, тюбики которых были разных цветов и разбросаны на столике и полу. Младшие дети бегали вокруг амбара и поддразнивали Марию Михайловну, пытаясь отвлечь ее от работы, с тем, чтобы она приняла участие в их играх. Она делала вид, что сердится, покрикивала на них, а иногда и всерьез сердилась, когда они чересчур шумели.

Неподалеку находилась усадьба Власовых, с владельцами которой семья Синяковых дружила и даже была связана родственными узами. Один из братьев Синяковых - Владимир был женат на Любе Власовой (пока что достоверными сведениями о Власовых мы не располагаем). Двухэтажный каменный дом Власовых пострадал от пожара и был разобран на кирпичи уже в 1990-х годах. Там же возле дома в саду была похоронена в 1943 г. последняя хозяйка усадьбы, могила ее не сохранилась. Перед войной вместе с кем-то из сестер Синяковых эта женщина жила в Кирсаново - селении на другом берегу реки Уды. 

А.П. Халина, по мужу Восковская, родилась в 1915 г. на хуторе Красная Поляна. Ее отец – Прокофий Павлович Халин, имел небольшую усадьбу напротив дома Синяковых. Помогал вместе со своей женой и детьми – сыном и дочкой – во время уборки урожая в саду Синяковых. Во время войны, в 1942 г., немцы назначили его старостой в Красной Поляне, через 4 месяца он бежал из Красной Поляны, болел и вскорости умер где-то на Дону.

Семья Синяковых была выселена из Красной Поляны в середине 1920-х годов. Примерно в то же время усадьба отца А.П. Восковской была конфискована в пользу местного колхоза. Во время войны она жила в доме Синяковых, пряталась в их погребе при бомбежках. Рассказывала, что когда она с несколькими местными жителями при отступлении немцев пряталась в погребе, немцы бросили в погреб гранату. Но так как погреб имел несколько отделений с перегородками, а они прятались в дальнем отделении, то никто не пострадал. В находившейся рядом слободе немцы расстреляли больше чем 200 жителей за помощь партизанам.

После войны А.П. Восковская 12 лет работала на заводе в Харькове, вышла замуж. Сын - офицер, в 24 года погиб на учениях в Туркмении. Его жена привезла годовалую внучку и оставила ее на воспитание бабушке. Внучка уже выросла, живет в Харькове, вышла замуж, у нее свои дети. Иногда, не очень балуя бабушку, приезжает в гости. Муж Анны Прокофьевны умер лет 10 назад. Теперь она живет одна в хорошем, кирпичном доме с крепким забором, обрабатывает без посторонней помощи тридцать соток огорода. Еще довольно бодрая в здравом уме и памяти. Дай Бог ей здоровья.

© В. П. Титарь

© А. Ф. Парамонов

© Л. И. Фефёлова

 

Синтаксис ссылки:
Титарь В. П. Знаменитые змиевчане. Сёстры Синяковы – харьковские музы футуризма / В. П. Титарь, А. Ф. Парамонов, Л. И. Фефёлова // История Змиевского края. – Змиев. – 2012. – URL:
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-234 (часть первая);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-235 (часть вторая);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-236 (часть третья);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-239 (часть четвёртая);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-240 (пятая часть);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-245 (шестая часть);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-246 (седьмая часть, примечания и ссылки);
https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-252 (приложение).

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Сёстры Синяковы – харьковские музы футуризма. Часть 1 // История Змиевского края. 2012-02-23. URL: https://colovrat.org/publ/8-1-0-234 (дата обращения: 2024-04-20).

Похожие статьи:


Рубрика: Биографиcтика | Дата публикации: 2012-02-23 | Просмотров: 4163 | Ключевые слова: Синякова-Уречина, Футуризм, красная поляна