Главная » Статьи » Славянское язычество

ЯРИЛО – БОГ ЛЮБВИ И ВОЙНЫ

Ю. А. Коловрат
ЯРИЛО – БОГ ЛЮБВИ И ВОЙНЫ

 

Ярило (Ярила, зап.-слав. Яровит, Геровит, серб.-хорв. Јари́ло) – Бог, пробуждающий природу. Имя его происходит от слав. корня яр- «ярый, неистовый, сильный» и связано с представлениями о весеннем плодородии. Ср.: рус. ярый, яровой, укр. ярь «весна», ярній «весенний, молодой, полный сил, страстный». В одном из гимнов, написанном от первого лица, говорится: «Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу полям урожай, а скоту приплод» [1]. Плодородную функцию Ярила подтверждают данные украинской этнографии:

 

Волочився Ярило по всьому світу,

Полю жито родив, людям – діток плодив.

А де він ногою – там жито копою,

А де він походить – колос уродить…[2]

 

То же у белорусов:

 

А гдзе ж йон нагою –

Там жито капою,

А гдзе ж йон ни зырне –

Там колас зацьвице [3]!

На Украине Ярила встречали веснянками:

 

Подай, Ярило, ключі і замки

Одімкнути красну весну,

Красну весну, тепле літечко,

Тепле літечко, спіле житечко [4]!

 

Иконография Ярила сохранилась в белорусском фольклоре – это едущий на лошади босоногий всадник, одетый в белый плащ. На голове у него венок из диких цветов, в левой руке он держит пучок пшеничных колосьев. По другим вариантам в правой руке Ярило держит колосья, в левой – человеческую голову. Великорусский этнографический материал дополняет описание облика Ярила – это мужчина с огромным фаллосом [5].

 

 

 

Рис. 1. Ярило.

Худ. В. Корольков.

 

В Костроме долгое время существовал обряд «похорон Ярила». Данный обряд заключался в том, что какой-нибудь нищий или бедняк брал на себя поручение хоронить куклу мужчины с чрезвычайно развитыми принадлежностями мужского пола, положенную в маленький гробик.

При этом женщины, принимавшие участие в обряде, провожали гробик и нелицемерно плакали. Б. А. Рыбаков раскрыл символизм похорон Ярила. По мнению исследователя, Ярило символизирует посеянное весной зерно. К моменту «похорон» зерно, дав побеги и пустив корни, отмирает, породив новую жизнь – колос. Ярая сила Ярила становится ненужной и его хоронят до следующей весны [6].

 

Характерно, что у западных славян Яровит считался Божеством войны. Подобная трансформация образов свойственна и другим индоевропейским традициям. Например, у италийцев Марс (Маворс, Мамерс) также изначально был Богом производящих сил природы, в классическую же эпоху почитался исключительно как Бог войны. Т. е. сексуальная ярость в мифопоэтическом сознании индоевропейских народов, в том числе и славян, вполне соотносится с яростью воинской. В этой связи небезынтересно вспомнить, что древнегреческое слово φαλλος изначально обозначало наступательное оружие (копьё, дротик, стрелу).

 

СНОСКИ

1.        Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна: Пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 198.

2.        Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 598.

3.        Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. – М.: Современный писатель, 1995. – Т. 1. – С. 223.

4.        Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 614.

5.        Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – С. 420.

6.        Там же. – С. 420.

 

Коловрат Ю. А. Ярило – Бог любви и войны // История Змиевского края. – 2009. – 24 мая. – http://www.colovrat.at.ua/publ/4-1-0-53

Категория: Славянское язычество | Добавил: Yurata (24.05.2009)
Просмотров: 3320