Дажьбог – великий бог славян



Publ ID: 1242667642-49

ДАЖЬБОГ – ВЕЛИКИЙ БОГ СЛАВЯН

_______________________________

© Ю. А. Коловрат

Дажьбог – древнее Божество природы, солнечности, белого света, податель благ. При этом следует отметить, что Дажьбог олицетворял «свет, не имеющий видимого источника, как эманация Божества, творящего мир» [1]. Именно такой свет и был предметом поклонения средневековых язычников. В «Повести временных лет» сказано: Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ…[2]. Имя Дажьбог сопоставимо с древнеиндийским dagh- «день», персидским dagh- «палить, испекать», а также литовским daga «урожай», «жара». У сербов Дабог был Богом плодов и злаков.

Соответствием Дажьбога у других индоевропейских народов можно считать греческого Аполлона и скифского Гойтосира [3], упоминаемого Геродотом [4]. Главным иконографическим атрибутом данного Божества был ритон – турий рог, рог изобилия. Священным животным Дажьбога, как и у Аполлона, был волк. Судя по изображению на блажковской фибуле, Дажьбога сопровождают лебеди [5]. Это является параллелью древнегреческому Аполлону, который, по сообщению Геродота [6], ежегодно улетает к гиперборейцам на колеснице, запряжённой лебедями. У скифов известен солнечный всадник на грифоне. Герой русских сказок летает на громадной птице Гриб или Ногай (др.-рус. ногъ «гриф»). В Древней Руси и Болгарии в XII – XIII вв. были популярны изображения Александра Македонского, летящего на грифонах. Как показал Б.А.Рыбаков, греческий царь заменил здесь языческого Дажьбога (см. рис. 2) [7].

 

Дажьбог

Рис. 1. Дажьбог.

(Бычков А. А. Энциклопедия языческих Богов (мифы древних славян). – М.: Вече, 2000. – С. 88)

По сообщению «Повести временны́х лет» во времена царствования Дажьбога люди по лунѣ чтяху, а друзии деньми лѣтъ чтяху, двою бо на десять мѣсяцю число потомъ оувѣдаша, отнележе начаша человѣци давати дань царямъ «по луне или днями вели летоисчисление, потом же узнали двенадцать месяцев <т. е. солнечный календарь> и начали люди давать дань царям» [8]. Иначе говоря, в мифологическую эру Дажьбога возник двенадцатимесячный солнечный календарь и основы государства.

По-видимому, Дажьбог был весьма почитаем в среде славян, ибо, судя по данным этнографии, упоминания о нём сохранились до XIX в. В одной из свадебных песен, записанной на Винничине, рассказывается о встрече свадебного князя с Дажьбогом:

Межи трьома дорогами, рано-рано,

Межи трьома дорогами, ранесенько,

Там здибався князь з Дажбогом, рано-рано,

Там здибався князь з Дажбогом, ранесенько.

– Ой ти, Боже, ти, Дажбоже, рано-рано,

Зверни ж мені доріженьки, ранесенько.

Бо ти Богом рік од року, рано-рано,

Бо ти Богом рік од року, ранесенько,

А я князем раз на віку, рано-рано.

А я князем раз на віку, ранесенько.

Раз на віку в неділеньку, рано-рано,

Раз на віку в неділеньку, ранесенько [9].

В народной среде наибольшим почитанием пользовались Велес и Дажьбог. По некоторым аналогиям мы можем предполагать семантическое соответствие между древнеиндийской парой Митра-Варуна и славянскими Дажьбогом и Велесом. Данная связь подтверждается тем, что Дажьбог, пребывая на небе, послал людям т.н. «Голубиную книгу», дающую знание о происхождении и устройстве мира и общества. При этом устройстве не простом, а справедливом. По верному утверждению Д.М.Дудко «именно Бог солнца (Митра, Бальдр, Дажьбог и т.д.) считался у всех индоевропейцев защитником справедливости в этом мире» [10].

Сахновская диадема

Рис. 2. Сахновская диадема

Возникновение мифов о Дажьбоге следует относить, по-видимому, ещё к периоду раннего железного века. Описывая скифов-пахарей (сколотов), в которых Б.А.Рыбаков усматривал праславян, Геродот сообщает следующее: «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена … Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему» [11]. И далее: «от Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами [12], т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами» [13]. Колаксай делит Скифию между своими сыновьями на отдельные царства. В наибольшем из них хранятся эти золотые реликвии: ярмо, секира, чаша и плуг.

Таргитая и секиру мы вполне можем соотнести с воинским сословием скифов, Липоксая и чашу – со жречеством, Арпоксая и ярмо – со скотоводами, а плуг – с земледельцами. Сколотские Таргитай и Липоксай – это славянские Сварог и Дажьбог [14].

У славян данный миф сохранился в сказке «Три царства». Герой её, младший из трёх братьев, носящий солярное имя (Иван Зорькин, Зоревик, Световик и т. п.) и рождённый на рассвете, вместе с солнцем, добывает в верхнем или нижнем мире три яйца, заключающие в себе три царства – медное, серебряное и золотое, а также трёх царевен этих царств. Он женится на царевне золотого царства, а его братья – на двух остальных [15].

 

СНОСКИ

  1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – С. 455.
  2. Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 464/465.
  3.  Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. ?>1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 70, 444.
  4. Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 201.
  5. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 200 – 203.
  6. Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 225.
  7. Дудко Д. М. Славяне и сармато-аланы: взаимовлияние в религиозно-мифологической сфере // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 35; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 538 – 652.
  8. Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 464/465.
  9. Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002. – С. 124.
  10. Голубиная книга. Славянская космогония / Сост., коммент. и пер. Д.М.Дудко. – М.: Эксмо, 2008. – С. 22 – 23.
  11. Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 188.
  12. Академик Б. А. Рыбаков считал этноним сколоты древним названием праславян. См., напр.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 15 – 16, 40 – 72; Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. – М.: Наука, 1979.
  13. Геродот. История: В 9 книгах / Под общ. ред. С. Л. Утченко – Л.: Наука, 1972. – С. 188.
  14. Голубиная книга. Славянская космогония/Сост., коммент. и пер. Д.М.Дуд-ко. – М.: Эксмо, 2008. – С. 20.
  15. Там же.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Дажьбог – великий бог славян // История Змиевского края. 2009-05-18. URL: https://colovrat.org/publ/4-1-0-49 (дата обращения: 2024-03-28).

Похожие статьи:


Рубрика: Славянское язычество | Дата публикации: 2009-05-18 | Просмотров: 6881 | Ключевые слова: Аполлон, даждьбог, славянские боги, Язычество, Гостосир, Дажьбог