О языческих корнях культа Святых Бориса и Глеба



Publ ID: 1236192551-39

О ЯЗЫЧЕСКИХ КОРНЯХ КУЛЬТА СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА

Одним из важнейших вопросов реконструкции славянского язычества является состав пантеона. На сегодняшний день извесен более-менее надёжно установленный наукой перечень Богов, известных как славянам вообще, так и восточным славянам, в частности. Однако, насколько нам известно, нигде в научной литературе не встречается мысль о почитании славянами Божественных близнецов, чей культ характерен для всех индоевропейских народов (ср.: др.-греч. Διοσκούροι «Диоскуры», др.-инд. Açvínā «Ашвины», лтш. Dieva dę̄li «дети Бога» и др.). Божественные близнецы были ответственны за сферу аграрного плодородия, являлись помощниками и защитниками людей. Им характерна также целительская функция [1].

На материальном уровне данное парное Божество ассоциировалось с восходом и закатом. Некоторые косвенные данные позволяют предполагать наличие близнечного Божества у наших славянских предков.

Письменные источники не сохранили славянских имён Сыновей Бога, но культ близнецов сохранился на Руси вплоть до эпохи двоеверия XI – XIII вв. Частично функция славянских Близнецов отражена в культе святых Козьмы и Демьяна. Это подтверждается совпадением летнего праздника этих святых (14 июля) с днём чествования Бога Неба – Сварога. Этим святым молятся об исцелении различных болезней [2]. Рудименты веры в Божественных близнецов присутствуют также в искусственно созданном христианской церковью культе Глеба и Бориса (в частности, Глеб покровительствует целительству). Борис и Глеб в народных поверьях связаны с земледелием и плодородием [3]. Функционально эти две пары святых соответствуют роли Божественных близнецов у других индоевропейских народов. Как убедительно показал Б. А. Рыбаков, день памяти Глеба и Бориса, 2 мая, был древним общеевропейским праздником весны, посвящённым молодым всходам [4], что ещё раз подтверждает ответственность данного парного Божества за сферу аграрного плодородия. 1-2 мая у римлян и германцев был праздником майского дерева (лат. arbor majālis, нем. Maibaum) [5]. На некоторых иконах (древнейших по стилю) Борис и Глеб изображаются в зелёных одеждах, что подтверждает их аграрно-плодородную функцию (см. рис. 1). Изображённые же на конях, эти христианские святые практически ничем не отличаются от языческих древнеиндийских Ашвинов (см. рис. 2). К Борису и Глебу взывают для укрепления веры и исцеления от болезней.

Борис и Глеб на иконе
Рис. 1.  Борис и Глеб на иконе
 
Борис и Глеб на конях
Рис. 2. Борис и Глеб на конях

Как известно, борясь с язычеством, христианская церковь перекрывала культы древних Богов почитанием своих святых. Например, Перуна вытеснил святой Илья, Велеса – св. Власий. Можем с достаточной долей вероятности предполагать, что, устанавливая в качестве памятного дня святых Бориса и Глеба 2 мая, Русская церковь пыталась таким образом перекрыть культ некоего языческого Божества, скорее всего близнечного. Основанием такой гипотезы может служить тот факт, что день 2 мая никоим образом не связан с рождением, смертью или перезахоронением князей Бориса и Глеба.

В украинском фольклоре с Борисом и Глебом нередко связана древняя легенда о происхождении Змиевых валов. Борис и Глеб (в иных вариантах – Кузьма и Демьян) рисуются сказочными витязями-кузнецами, побеждающими Змия. Побеждённого дракона братья впрягают в плуг и пропахивают на нём стовёрстные борозды – Змиевы валы Киевщины и Переяславщины (территория Змиевского края после распада Киевской Руси отошла к Переяславскому княжеству). В данном предании мы видим реминисценцию (пересказ) древнего, индоевропейского, змиеборческого мифа. Судя по всему, изначальным борцом со Змием был Бог Отец – Сварог, затем – сменивший его во главе пантеона Перун, и после того (вероятно уже в раннем железном веке) змиеборческий подвиг был перенесён на божественных Близнецов. То, что указанный параллелизм в мифе о борьбе со Змеем имеет индоевропейские корни, может подтверждаться аналогичными параллелями в ведийской мифологии. По отголоскам мифов, сохранённых Ригведой, видны те же змиеборцы: Тваштар (аналог Сварога), Индра (аналог Перуна) и Ашвины (аналог Бориса и Глеба) [6].

Таким образом, мы можем, с известной долей гипотетичности, вписать в реконструкцию славянского пантеона ещё одно индоевропейское Божество – условно называемое Борис и Глеб.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Ригведа / Изд. подг. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1989. – С. 758.
  2. Иванов В. В., Топоров В. Н. Авсень // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М.: Советская Энциклопедия. – Т. 1. – С. 29; Капица Ф. С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – С. 234.
  3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 672.
  4. Там же. – С. 186 – 187.
  5. Там же. – С. 672 – 673.
  6. Ригведа / Изд. подг. Т. Я. Елизаренкова. – М.: Наука, 1989. – С. 495 – 497.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

О языческих корнях культа Святых Бориса и Глеба // История Змиевского края. 2009-03-04. URL: https://colovrat.org/publ/4-1-0-39 (дата обращения: 2024-04-18).

Похожие статьи:


Рубрика: Славянское язычество | Дата публикации: 2009-03-04 | Просмотров: 32523 | Ключевые слова: Язычество