Язычество восточных славян в VIII–XI вв. (С привлечением материалов археологических раскопок на Змиевщине)



Publ ID: 1233497945-36

ЯЗЫЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VIII – XI вв.  (С привлечением материалов археологических раскопок на Змиевщине)

Часть 1. Роль язычества в жизни восточных славян

О славянах Аль-Масуди сообщает: «славяне делятся на много народов; некоторые из них христиане, между ними есть также язычники, также как и солнцепоклонники. Бо́льшая часть их племён – язычники, которые сжигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют много городов, также церкви, где вешают колокола, в которые бьют молотом подобно тому, как у нас христиане бьют деревянной колотушкой по доске» [1]. Примечательна характеристика, данная мусульманином Аль-Масуди язычеству. Он пишет, что в столице Хазарии, Итиле, «было семь судей: двое из них для мусульман, двое для хазар – эти судят по закону Торы, двое для тамошних христиан – эти судят по закону Евангелия, один же из них для славян, русов и других язычников, – он судит по законам язычества, то есть по закону разума» [2].

Первые письменные сведения о достоверно славянской религии относятся к началу раннего средневековья. Прокопий Кесарийский сообщает о верованиях антов следующее: «Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести Богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» [3].

Относительно того, кого из верховных славянских Богов Прокопий Кесарийский называл «единым», общего мнения нет. Б. А. Рыбаков указывал, что теоним Род является однокоренным со словом ро́дия «шаровая молния», поэтому Рода можно считать «творцом молний» [4]. А поскольку Род является Творцом земного и вышнего миров, прародителем Богов и людей, то вполне может быть, что именно он и являлся «владыкой над всеми». По мнению других исследователей, М. С. Грушевского, в частности, в «едином Боге» следует усматривать непосредственного Отца Богов – Сварога. Он не был «творцом молний», однако, как воплощение космического огня, может быть к ним причастен. Летописи сообщают, что во времена царствования Сварога …спадоша клѣщѣ съ нєбєсѣ, нача ковати оружьє… «упали с неба клещи, [люди] начали ковать оружие» [5]. Славянская мифология подтверждает это преданием о том, что Сварог научил людей обрабатывать металлы. Данный фрагмент летописи позволяет предположить, что мифологическая эра Сварога может соответствовать исторической эпохе энеолита и бронзового века. Род предшествовал Сварогу – возникновение его культа нужно относить ко временам неолита. В то же время русские летописи называют верховным Богом Киевской Руси Перуна. Таким образом, роль «владыки над всеми» в антский период отводилась, скорее всего, Перуну. Этого же мнения придерживается Ю. В. Павленко [6].

Без сомнения, определяющим фактором в идеологии славянства было язычество. Все остальные проявления духовной культуры, а также зависимые от неё элементы материальной культуры и искусства во многом были определены языческим мировоззрением.

Учитывая многочисленность трактовок самого термина язычество, определимся – в настоящей работе под язычеством мы будем подразумевать этническую религию, в данном случае восточнославянскую.

Язычество восточных славян являет собой непрерывную линию развития общеиндоевропейской мифологической системы. К началу раннего средневековья языческие воззрения славян прошли долгий путь развития: от примитивных анималистических и тотемистических верований к развитому пантеону с красочной и многогранной обрядностью.

По словам Б. А. Рыбакова, главным, первенствующим в религиозных действиях древнего славянина-земледельца было обращение к Природе, к макрокосму во всех его проявлениях, так как именно от этого зависело его существование [7]. При этом, не следует обращение язычников к природе считать лишь слепым поклонением её силам. «Создалась очень пустая и бессодержательная формула: "славяне обожествляли природу и верили в леших, русалок, водяных и домовых”…» [8]. Скорее верно следующее: в явлениях живой и неживой природы (в творении) язычники видели эманацию, проявление Бога (Творца).

Приступая к рассмотрению мифологии восточных славян, следует отметить некоторые моменты. В отличие от целостных мифологических систем Древней Эллады или Индии, мифология которых сохранилась в почти полном виде, наши знания о мифологии славян крайне фрагментарны. Поэтому основным методом в изучении религии, культов и духовной культуры славян является сопоставление данных сравнительно-исторической мифологии, этнографии, археологии и письменных свидетельств современников, а также волшебных сказок, в которых в упрощённой форме переданы древние мифы.

Наиболее полное изучение славянского мифологического наследия было проведено выдающимся историком и фольклористом А. Н. Афанасьевым. Его книга, написанная в сер. XIX в., до сих пор остаётся непревзойдённой по широте охвата источниковой базы и глубине анализа [9].

Наиболее полное изучение славянского мифологического наследия было проведено выЗначительный вклад в изучение славянского язычества внёс чешский славист Любор Нидерле [10]. Следует также отметить фундаментальные труды академика Б. А. Рыбакова [11], книгу М. Гимбутас «Славяне. Сыны Перуна» [12] и работы нашего современника Д. М. Дудко [13]. Значительным вкладом в изучение язычества восточных славян явился выход в свет фундаментального труда религиоведа В. Н. Войтовича, суммировавшего значительный объём сведений по рассматриваемому вопросу [14].

В последнее время появился ряд популярных изданий, среди которых необходимо упомянуть книги археолога А. А. Бычкова «Энциклопедия славянских Богов» [15] и филолога Ф. С. Капицы «Тайны славянских Богов» [16]. Ценность данных изданий состоит в максимально полном изложении результатов многолетних исследований учёных. При критическом подходе данные книги могут послужить ценным источником информации в изучении язычества восточных славян.

 

СНОСКИ

  1. З "Промивалень Золота” Абуль-Хасана Алі ібн-Хусейна (Аль-Масуді) // Історія України в документах і матеріалах. – К.: Вид-во АН УРСР, 1939. – Т.1. Київська Русь і феодальні князівства XII – XIII ст. – С. 66 – 67.
  2. Там же. – С. 67.
  3. Прокопій. Слов’яни // Історія України в документах і матеріалах. – К.: Вид-во АН УРСР, 1939. – Т.1. Київська Русь і феодальні князівства XII – XIII ст. – С. 30.
  4. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 248 – 249.
  5. Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К.: Радянський письменник, 1990. – С. 464/465.
  6. Павленко Ю. В. Історичний розвиток слов’янського пантеону // Старожитності Русі-України: Зб. наук. статей. – К.: Наукова думка, 1994. – С. 178.
  7. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008. – С. 133.
  8. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология. – 1967. – № 2. – С. 91.
  9. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. – М.: Современный писатель, 1995.
  10. Нидерле Л. Славянские древности: Пер. с чеш. Т. Ковалёвой и М. Хазанова. – М.: АЛЕТЕЙА, 2000.
  11. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – Репринт. изд. 1987 г. – М.: Наука, 2008.
  12. Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна: Пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  13. Дудко Д. М. Погребальный обряд знатных руссов: этноисторические и мифологические корни // Хазарский альманах. – К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2005. – Т. 4. – С. 158 – 168; Дудко Д. М. Иранские элементы в славянском язычестве (история изучения) // Археология Славянского Юго-Востока. – 1991. – С. 3 – 10; Дудко Д. М. Славяне и сармато-аланы: взаимовлияние в религиозно-мифологической сфере // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 34 – 46; Голубиная книга. Славянская космогония / Сост., коммент. и пер. Д. М. Дудко. – М.: Эксмо, 2008.
  14. Войтович В. Українська міфологія. – К.: Либідь, 2002.
  15. Бычков А. А. Энциклопедия языческих Богов (мифы древних славян). – М.: Вече, 2000.
  16. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2008. 

(Продолжение следует…)

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Язычество восточных славян в VIII–XI вв. (С привлечением материалов археологических раскопок на Змиевщине) // История Змиевского края. 2009-02-01. URL: https://colovrat.org/publ/4-1-0-36 (дата обращения: 2024-04-16).

Похожие статьи:


Рубрика: Славянское язычество | Дата публикации: 2009-02-01 | Просмотров: 36821 | Ключевые слова: Язычество