Главная » Статьи » История Змиевщины

Свято-Троицкий собор города Змиева


УДК 908(477.54-2)
ББК 63.3(2)5(4Укр-4Хар-2)

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР ГОРОДА ЗМИЕВА

_______________________________________
© Ю. А. Коловрат-Бутенко
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, Google Scholar ID: uS94OvgAAAAJ)
Змиевское научное краеведческое общество

Согласно архивным данным строительство соборной церкви Змиева началось уже через год после основания города, т. е. в 1657 г. [1] Филарет указывал, что «Соборным храмом города Змиева был то храм Покрова Пресвятой Богородицы, то храм Живоначальной Тройцы» [2]. Но учитывая, что Свято-Троицкий храм был расположен в самом центре Змиева, можем полагать, что первым был построен именно он.

Свято-Троицкий храм. Вид с улицы Дворянской

Рис. 1. Свято-Троицкий храм. Вид с улицы Дворянской

Первое конкретное упоминание изучаемого храма относится к 1681 г. Это акт, в котором упоминаются Троицкий храм и его священик. В 1726 г. священик и прхожане, испрашивая разрешения освятить новый Троицкий храм, писали: «в прошлом 721 г. оная Троицкая церковь от грома и молнии изволением Божиим сгорела». В 1769 г. Троицкий храм снова сгорел и получено было разрешение на построение нового деревянного храма [3].

Свято-Троицкий собор на выпускной фотографии Змиевской земской

Рис. 2. Свято-Троицкий собор на выпускной фотографии Змиевской земской Александровской женской гимназии 1914 г.

В 1805 г. преосвященный Христофор Сулима, по просьбе граждан, согласно с Высочайше конфирмованным планом города, благословил, вместо бывших тогда в Змиеве трёх деревянных церквей (Троицкой, Покровской и Петропавловской), соорудить каменным зданием одну Соборную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, с двумя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы соершено было в 1814 г. протоиереем Харьковского Успенского собора Андреем Прокоповичем. Придельный храм, с правой стороны, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, освящён в 1822 г. Змиевского духовного правления первоприсутствующим и благочинным протоиереем Дмитрием Сильванским; а с левой, во имя Богоотца Иоакима и Анны, освящён в 1823 г. Посвящение этого придела, не согласное с начальным предположением о нём, разрешено по вниманию к просьбе особенного благотворителя нового храма Иоакима Петровича Горохова, который пожертвовал на его постройку до 6 000 руб. серебром. Желание прихожан иметь храм в честь Первопрестольных Апостолов, которые издавна были призываемы ими в молитвах, исполнилось впоследствии. В 1836 г. Высокопреосвященный Мелетий, согласно с прошением протоиерея Захария Соколовского и уполномоченных от прихожан, благословил соорудить при Троицкой соборной церкви новую каменную колокольню, с помещением в ней теплой церкви во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1844 г., по окончании постройки колокольни, устроенная в ней теплая церковь освящена архиепископом Иннокентием. В 1847 г. устроена вокруг церкви каменная ограда, и устроен новый иконостас в главном храме. Причём протоиерей Соколовский участвовал и в пожертвованиях, какие необходимы были для этого [4].

Протоиерей Пётр Феодосиевич Мухин. Фото 1914 г.

Рис. 3. Протоиерей Пётр Феодосиевич Мухин. Фото 1914 г.

Согласно имеющимся источникам, настоятелями Змиевского соборного храма и управителями духовных дел по Змиевскому ведомству были:

  • Назарий Иванов (1677 г.);
  • Иван Игнатьев (1685–1691 г.);
  • Протоиерей Афанасий Яковлев (1709 г.);
  • Протоиерей Стефан Леонтьевич Замосский (1710 г.);
  • Протоиерей Стефан Михайлович Ковалевский, по переписи 1732 г. владевший хутором на р. Студенке;
  • Стефан Герасимович, протопоп, упоминаемый в делах (1739–1742 г.);
  • Протоиерей Михаил Богуславский, известный по бумагам 1745–1759 г., как главный член Змиевского правления;
  • Протопоп Фёдор Романовский;
  • Протоиерей Иоанн Ковалевский. Он, как и два предшественника его, был из дворян Украины;
  • Иоасаф Погорлевский (1778–1782 г.);
  • Петр Столяревский (1801 г.);
  • Иоанн Соколовский, из дворян [5];
  • ?
  • Афанасий Ксенофонтович Гораин, священник (1897–1904 гг.) [6];
  • Павел Петрович Вышемирский, протоиерей (1905–1906 гг.) [7];
  • Пётр Феодосиевич Мухин (рис. 3), священник, с 1907 или 1908 г. – протоиерей (1908–1917 гг.) [8].

Настоятели Змиевского Свято-Троицкого храма также были по должности благочинными 1-го Змиевского округа Харьковской епархии.

Бывший церковный дом

Рис. 4. Бывший церковный дом

После чудесного спасения царской семьи во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. близ станции Борки Змиевское уездное земское собрание заказало изготовление двух икон в память святых Оссии и Андрея Критского, чествуемых Церковью в этот день. Икона большая по размеру предназначалась для храма, который планировалось возвести в Борках, а меньшая – для Змиевского собора. Эту последнюю икону было решено ежегодно вносить в зал земского дома для совершения молебствия перед открытием каждого очередного собрания [9].

Икона Иоанн Воин (Харьковский церковно-исторический музей)

Рис. 5. Икона Иоанн Воин (Харьковский церковно-исторический музей)

Фото С. А. Таранущенко 1922 г.

Икона Три Святителя. Фото П. И. Михайловского 1901 г.

Рис. 6. Икона Три Святителя. Фото П. И. Михайловского 1901 г.

На 1904 г. Свято-Троицкий храм (рис. 1) был трёхпрестольным. Главный престол – во имя Пресвятой Троицы, правый – Святых апостолов Петра и Павла, левый – Покрова Пресвятой Богородицы. За собором было 1 249 кв. саж. пахотной и 88 дес. сенокосной земли. Прихожан было 4 228 чел. мужского пола и 4 300 чел. женского. Неприкосновенный капитал составлял 13 160 руб., процент из которых (2 270 руб.) использовал причт, а остальное – храм. Причта по штату было положено три священника, диакон и три псаломщика. Жалование первого священника составляло 127 руб., 40 коп., второго – 94 руб., 8 коп., третьего – 47 руб., 4 коп. Зарплата первого псаломщика составляла 47 руб., 4 коп., второго – 29 руб., 40 коп., третьему псаломщику жалования не полагалось. Причт помещался в церковных домах (рис. 96), один псаломщик жил в собственном. Собор имел попечителя. В ведении этого храма были также село Высочиновка (в 4-х верстах) и хутора Водяховка, Лавровка, Чемужовка (в 5-и верстах) [10].

Штат причта на 1904 г.

  • Священник Афанасий Гораин 52-х лет. Окончил духовную семинарию по 2-му разряду. Священник с 1877 г., на настоящем месте с 1897 г. Проходные должности: законоучитель церковно-приходской школы и окружной благочинный. Последняя награда – камилавка в 1898 г.
  • Священник Пётр Мухин 40-а лет (см. рис. 3). Окончил семинарию по 2-му разряду. Священник и на настоящем месте с 1887 г. Проходные должности: законоучитель церковноприходской школы, Александровского ремесленного и женского училищ и член уездного отделения епархиального училищного совета. Последняя награда – скуфья в 1896 г.
  • Священник Константин Новицкий 24-х лет. Окончил курс в духовной семинарии, рукоположён во священники 23 ноября 1903 г.
  • Диакон Андрей Труфанов 52-х лет. Из народного училища. Псаломщик с 1868 г., на настоящем месте с 1878 г., диакон с 1880 г. Проходная должность: законоучитель Змиевского приходского городского училища.
  • Псаломщик Георгий Щёкин 54-х лет. Образование домашнее. Псаломщик с 1865 г., на настоящем месте с 1879 г.
  • Псаломщик Василий Торанский 41-го года. Уволен из 2-го класса духовного училища. Псаломщик с 1885 г., на настоящем месте с 1903 г.
  • Церковный староста Крестьянин Пётр Двигун с 1902 г. [11].

Вид на Змиев со стороны с. Замостье. Фото начала ХХ в.

Рис. 7. Вид на Змиев со стороны с. Замостье. Фото начала ХХ в.

При храме работало земское (бывшее церковно-приходское) однокласное смешанное училище, обучение в котором длилось 3 года. Содержалось оно за счёт города. В 1918 г. здесь обучались 56 учеников: 45 мальчиков и 11 девочек [12]. Располагалось данное учебное заведение в здании Змиевского городского двухклассного училища (см. § 3.1) [13].

Данный храм был владельцем кирпичного завода Змиева, в котором работало семь человек [14].

Свято-Троицкий собор был построен в в классическом русско-византийском стиле. По компоновке он относился к типу «корабль» и состоял из трёх частей: входа с колокольней над ним, центральной части (именуемой иногда трапезной) и основной части. Притвор (вход в храм) располагался с западной стороны, был двухэтажным, с тремя фронтонами, передний из которых опирался на двухколонный портик. Над притвором возвышалась колокольня, имевшая два яруса звона и увенчанная сферическим куполом, украшенным небольшим фонарём с шестиконечным крестом на сфере. Притвор с колокольней соединялись с основной частью храма довольно длинной (в пять окон) трапезной, также имевшей два этажа. С восточной, северной и южной сторон основной части храма раcполагались четырёхколонные портики с фронтонами. Храм имел крестово-купольную схему. Кровля его состояла из пяти куполов. Четыре малых купола были сферическими, возведёнными на барабанах с круглыми световыми окнами. Эти четыре боковых купола венчались четырёхконечными крестами. В центре основной части храма располагался сферический купол, возведённый над массивным световым барабаном с высокими округлыми окнами и карнизом, украшенным стенными нишами. Фонарь центрального купола завершал шестиконечный крест на сфере.

Руины летнего кинотеатра

Рис. 8. Руины летнего кинотеатра

Размеры Свято-Троицкого собора были внушительными. На панорамной фотографии Змиева начала ХХ в. (рис. 7) видна вся центральная часть города, но большую часть композиции занимает храм.

К сожалению, в настоящий момент мы не располагаем фотографиями внутреннего убранства храма, его иконостаса. Однако, фотографии, сделанные С. А. Таранущенко [15] и П. И. Михайловским [16], позволяют составить представление об иконах, украшавших его. Иконы, бывшие в Свято-Троицком соборе в начале ХХ в. (рис. 5, 6), выполнены в стиле украинского барокко.

Здание новой Свято-Троицкой церкви, построенной на месте прежнего

Рис. 9. Здание новой Свято-Троицкой церкви, построенной на месте прежнего собора. Фото 29 декабря 2012 г.

В краеведческой литературе сообщалось (без ссылки на источник), что частичное разрушение и разграбление Свято-Троицкого собора началось уже в январе 1918 г., во время установления советской власти, а полностью здание храма было разрушено в 1936 г. По воспоминаниям Е. И. Мартынова и М. И. Тимченко руины Свято-Троицкого храма разбирали довольно долго, с 1937 по 1949 г. [17] Однако в воспоминаниях А. Е. Шулешовой, описывающей события в Змиеве времён оккупации 1941–1942 гг., мимоходом упоминается церковь, настоятелем которой был Я. Ф. Подлуцкий [18]. К сожалению, автор не сообщает деталей: название церкви и место её расположения. Возможно, храм продолжал деятельность в приспособленном домовладении.

На месте разрушенного храма уже в послевоенное время (в промежутке 50-х – 60-х гг. ХХ в.) был построен летний кинотеатр. В 1990-е гг. в связи с общим упадком культуры и киноиндустрии кинотеатр был закрыт и разрушен (см. рис. 8). В 2004 г. на месте разрушенного собора началось строительство новой Свято-Троицкой церкви (рис. 9), выполненной в стиле украинского барокко.

 

ССЫЛКИ


[1] РГАДА. Столбцы Белгородского стола. №693. Л. 349–350.

[2] Филарет (Гумилевский Д. Г.). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отделение IV. С. 185.

[3] Там же. С. 185.

[4] Там же. С. 185.

[5] Там же. С. 186–188.

[6] Харьковский календарь на 1897 год. Х., 1897. С. 140; Харьковский календарь на 1898 год. Х., 1898. С. 131; Харьковский календарь на 1899 год. Х., 1899. С. 134; Харьковский календарь на 1900 год. Х., 1900. С. 130; Харьковский календарь на 1901 год. Х., 1901. С. 131; Харьковский календарь на 1902 год. Х., 1902. С. 137; Харьковский календарь на 1903 год. Х., 1903. С. 157; Харьковский календарь на 1904 год. Х., 1904. С. 164.

[7] Харьковский календарь на 1905 год. Х., 1904. С. 175; Харьковский календарь на 1906 год. Х., 1906. С. 42.

[8] Харьковский календарь на 1908 год. Х., 1908. С. 38; Харьковский календарь на 1909 год. Х., 1909. С. 40; Харьковский календарь на 1910 год. Х., 1910. С. 41; Харьковский календарь на 1912 год. Х., 1912. С. 51; Харьковский календарь на 1913 год. Х., 1913. С. 49; Харьковский календарь на 1914 год. Х., 1914. С. 54; Харьковский календарь на 1915 год. Х., 1915. С. 53; Харьковский календарь на 1917 год. Х., 1917. С. 56.

[9] Волкодаев П. И. Краткий очерк 25-летней деятельности Змиевского земства. 1865–1889. Х., 1890. С. 36.

[10] Справочная книга для Харьковской епархии. Х., 1904. С. 220–221.

[11] Там же. С. 221.

[12] Зайцев Б., Рябченко О. Народна освіта на Зміївщині (Роки Радянської влади) // Вісті Зміївщини. 1996. 10 січня.

[13] Отчёт Змиевского Александровского земского ремесленного училища за 1899. Х., 1900. С. 47.

[14] Харьковский календарь на 1915 год. Х., 1915. С. 38.

[15] Таранущенко С. Пам’ятки мистецтва старої Слобожанщини / С. Таранущенко. Х., 1922. С. 70.

[16] Православные храмы и монастыри Харьковской губернии. 1681–1917. Альбом-каталог / Сост. А. Ф. Парамонов. Х., 2007. С. 154.

[17] Таїна підземель Зміївщини // Патріотична Зміївщина. 2008. Серпень, №14.

[18] Шулешова А. Е. Пережитое не забывается. Воспоминания о работе коллектива Змиевской районной больницы в первое время Великой Отечественной войны (период оккупации Змиева 1941–1942 гг.). Змиев, б. г. 97 с. Депонирована в музейном комплексе Змиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко. С. 64.

 

Ссылка на эту статью:
Коловрат-Бутенко Ю. А. Свято-Троицкий собор города Змиева // История Змиевского края. Змиев. 17.05.2021. URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-411


Похожие статьи

Поделиться статьёй
Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2021-05-17 | Просмотров: 671 | Ключевые слова: змиев | Рейтинг: 4.3/6