Главная » Статьи » История Змиевщины

Краткое сообщение об истории Свято-Успенской церкви г. Змиева

print bookmark Опечатка Озвучить en de de de ch

УДК 908(477.54-2)
ББК 85.113(4УКР-4ХАР-2)

КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ г. ЗМИЕВА

______________________
© Ю. А. Коловрат-Бутенко
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, Google Scholar ID: uS94OvgAAAAJ)
Змиевское научное краеведческое общество

Первый Свято-Успенский храм Змиева был возведён ещё в XVII в. и был деревянным. Преподобный Филарет сообщает о первых храмах города следующее: «По церковным актам старого времени в Змиеве были следующие храмы: в городе – Покровский, Троицкий, Петропавловский и Успенский. В пригородных слободах в Замостье: Николаевский; в Зведках – Преображенский; в Песках – Архангельский. Ныне уже не то. <…>

В 1741 г. Змиевский протоирей Стефан Герасимов доносил, что “города Змиева церковь Успения Пресвятой Богородицы обветшала”, хотя иконостас довольно ещё сохранился, и что, по объявлению Успенскаго священика, утварь Успенской церкви покупают в Цареборисов за 100 рублей, почему просил разрешения на продажу утвари с тем, чтобы деньги употребить “для исправления иконостаса в Соборной Троицкой церкви”. Таким образом, Успенский храм существовал только до 1741 г. Но в последствии, вместо Успенского построен был храм Введения Богоматери во храме, известный с 1750 г.»[1]. К сожалению, из сообщения не видно, в какой части города располагался тот храм.

Каменная Успенская церковь г. Змиева была построена 1857 г. коллежским асессором Василием Виноградским при помощи меценатов. Она была однопрестольная[2] и располагалась на городском кладбище[3]. По состоянию на 1904 г. данный храм владел 1 десятиной усадебной земли, 33 десятинами пахотной и сенокосной. Прихожан мужского пола насчитывалось 1 172 мужского пола, 1 146 – женского. Неприкосновенный капитал составлял 5 502 руб., Процентом с этого капитала пользовался причт, которого по штату полагалось: священник, диакон и псаломщик. Платы за штатом не было предусмотрено. Причт содержался в церковном доме (см. рис.). Опекуна в этой церкви не было. Успенская церковь духовно опекала также население близлежащих хуторов Задонецкого (в 7 верстах) и Лесных дач (в 10 верстах)[4].

Штат причта Успенской церкви на 1904 г.

  • Священник Анатолий Рудинский 61 года. Окончил семинарию по 2-му разряду.
  • Священник с 1869 г., в этой церкви с 1871 г. Проходные должности: законоучитель и заведующий школой грамоты в 1893 г., цензор, проповедник. Последняя награда – камилавка в 1900 г.
  • Диакон Константин Ковалёв 31 года. Уволен из 2 класса духовного училища.
  • Псаломщик с 1892 г., диакон с 1898 г., в данной церкви с 1903 г.
  • Псаломщик Василий Попов 62 лет. Из среднего отделения духовного училища. Проходная должность: учитель церковно-приходской школы.
  • Церковный староста крестьянин Исидор Гринёв с 1888 г.[5]

При храме работала церковно-приходская школа, открытая в 1901 г.[6] Позже она была реорганизована в земское одноклассное смешанное училище, обучение в котором длилось 4 года. В 1918 г. здесь обучались 84 ученика: 42 мальчика и 42 девочки[7]. После гражданской войны 1917–1921 гг. числившиеся при Свято-Успенской церкви приходское училище и церковно-приходская школа были объединены в Змиевскую семилетнюю школу №4[8].

Свято-Успенская церковь была разрушена в 1936 г. Иконы из этого храма были перенесены в домовладение по улице Ворошиловской (сейчас – 8-го Марта), №43, принадлежавшее семье Клизубов (мать семейства имела какое-то отношение к церковной жизни, вероятно пела в церковном хоре). Перед самой войной, один из её сыновей, вернувшись из тюрьмы, где отбывал наказание за воровство, вынес иконы в сад и, разрубив топором, сжёг со словами: «Бога нет!»[9].

Следует также отметить, что на месте руин церкви вплоть до кон. ХХ в. стояла кладбищенская сторожка. Небезынтересно также свидетельство о том, что в сер. ХХ в. очень часто обнаруживались подземные ходы, по-видимому шедшие от церкви. Эти подземные ходы имели следы кирпичной кладки[10].

К сожалению, фотографий Свято-Успенской церкви не сохранилось. Возможно, они хранятся в чьих-то семейных архивах.

 

ССЫЛКИ


[1] Филарет (Гумилевский Д. Г.). Историко-статистическое описание Харьковской епархии / Филарет (Гумилевский Д. Г.). – Х.: Типография университета, 1857. – Отд. 4. – С. 180–181.

[2] Справочная книга для Харьковской епархии. – Х., 1904. – С. 221.

[3] Зведений каталог метричних книг, що зберігаються в державних архівах України. Міжархівний довідник. – К., 2012. – Т. 5, кн. 1. Метричні книги у фондах Державного архіву Харківської області. – С. 285.

[4] Справочная книга для Харьковской епархии. – Х., 1904. – С. 221.

[5] Там же. – С. 221–222.

[6] Історія міст і сіл УРСР: У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. – К., 1967. – Т. 21: Харківська область. – С. 454; История городов и сёл Украинской ССР / Под общ. ред. П. Т. Тронько. – К., 1976. – Т. 21: Харьковская область. – С. 354.

[7] Зайцев Б. Народна освіта на Зміївщині (Роки Радянської влади) / Б. Зайцев, О. Рябченко // Вісті Зміївщини. – 1996. – 10 січня.

[8] Зайцев Б. Народна освіта на Зміївщині (Роки Радянської влади) / Б. Зайцев, О. Рябченко // Вісті Зміївщини. – 1996. – 13 січня.

[9] Из воспоминаний Н. Ф. Голянт (1926–2008).

[10] Устное сообщение В. В. Бутенко от 25.04.2020.

© Ю. А. Коловрат-Бутенко, 2020

 

Ссылка на эту статью:
Коловрат-Бутенко Ю. А. Краткое сообщение об истории Свято-Успенской церкви г. Змиева / Ю. А. Коловрат-Бутенко // История Змиевского края. – Змиев. – 04.05.2020. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-398

Похожие статьи
Поделиться и оценить
Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2020-05-04 | Просмотров: 219 | Ключевые слова: змиев | Рейтинг: 5.0/1
Bambook UA Book24 UA Labirint.ru