Главная » Статьи » История Змиевщины

Археологические памятники Змиева (древность и раннее средневековье)

print bookmark Опечатка Озвучить en de ch

УДК 908(477.54-2)
ББК Т3(4УКР-4ХАР-2) Зміїв м.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗМИЕВА

(ДРЕВНОСТЬ И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)

_____________________________________

© Ю. А. Коловрат-Бутенко
(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, ResearcherID: G-9509-2016)
Змиевское научное краеведческое общество

Вопрос об основании Змиева сложный, неоднозначный, и, по сути, историческая наука пока ещё далека от окончательного его решения. Общепринятая дата, 1640 г., условна. Первое документальное упоминание города (а именно это принято считать датой основания) относится к 28 марта 1656 г.[1] В любом случае, эти даты фиксируют вторичное основание города, в то время как есть основания предполагать куда более древний возраст его, поскольку в Змиеве и в ближайших его окрестностях люди селились начиная с эпохи бронзы.

Первые поселения на территории города Змиева (в районе современного Замостья) возникли по данным археологииещё во времена бронзового века. Первое поселение располагалось на мысе, в устье Мжи, в урочище Крамарское. Второе, относящееся к бондарихинской археологической культуре, располагалось в 50 м к юго-востоку от современного кладбища. Третье находилось в 200 м от моста на дороге в с. Чемужовка[2].

Змиево городище расположено в 2,2 км к югу от современного города, в 120 м к северо-западу от моста через Северский Донец на Змиевом кургане (рис. 1). Поселение, находившееся здесь, получило название Гайдары-1 (урочище Буцура).

Змиев курган

Рис. 1. Змиев курган

Вполне возможно, что на данном памятнике существовало поселение пеньковской археологической культуры. В 1927 г. на памятнике А. С. Федоровским и Н. К. Фуксом, а в конце ХХ в. А. В. Крыгановым и В. В. Дидыком были найдены артефакты срубной (XVI–XII вв. до н. э.), скифской лесостепной (середина VII–III вв. до н. э.) и черняховской культур (IV – начало V вв. н. э.)[3]. По предположению О. Н. Дёминой, в скифский период данное поселение было ограждено валом и рвом[4]. В 1988 г. черняховская керамика на этом памятнике была собрана В. В. Дидыком[5]. В 1927 г. фрагменты черняховской керамики были собраны также, в урочище Провалье (через него сейчас проходит трасса Харьков–Балаклея, участок перед мостом на с. Задонецкое)[6]. Раскопки 1993 г. (рис. 2) показали, что Змиево городище относится к памятникам древнерусской культуры и датируется XI–XIII вв. (рис. 3).

Авторы раскопок на Змиевом городище

Рис. 2. Авторы раскопок на Змиевом городище:

кандидат исторических наук А. Г. Дьяченко и аспирант М. В. Любичев.

Фото 1993 г.

План раскопок на Змиевом городище

Рис. 3. План раскопок на Змиевом городище

(по А. Г. Дьяченко)

Таким образом, на данном поселении люди селились в различные периоды истории. Нет оснований отрицать, что ситуация была иной в середине V–VIII вв. Установлено, что протекавшие в период раннего средневековья (середина V – середина XI вв.) на территории Змиевщины этнокультурные и этногенетические процессы были непрерывны[7]. Косвенным свидетельством пребывания здесь позднепеньковского населения могут служить найденные во время раскопок 1993 г. 17 осколков лепной керамики, не получившие точной датировки и атрибуции[8].

Однако возможно также, что эта лепная керамика оставлена носителями роменской археологической культуры (северянами). Для создания своих поселений северяне использовали мысы, образованные поймами рек и впадающими в них балками или же всхолмления высоких правых берегов. Такой выбор свидетельствует о стремлении жителей максимально использовать рельеф местности для защиты от нападений и контроля над господствующими высотами. Детально вопрос о закономерностях размещения роменских поселений рассмотрел А. В. Кашкин. Эти закономерности суть следующие:

1) памятники роменской культуры начинают появляться на определённом расстоянии от истоков реки;

2) роменцы предпочитали селиться на средних и малых реках третьего и четвёртого порядка;

3) роменские поселения явно тяготеют к зонам лесных серых почв и поймам рек с пойменно-луговыми почвами[9].

Похожую мысль ранее высказывал О. В. Сухобоков: «… северяне (носители роменской археологической культуры) не расселялись южнее нижней границы подзолистых почв и сплошной лесной растительности»[10]. Это подтверждает и сообщение летописи о северянах: «живяхоу въ лѣсѣ…»[11].

По своему характеру поселения конца I тыс. н. э. относятся к категории городищ. Нередко для своих поселений роменцы использовали небольшие городища скифского времени, расположенные на мысах с крутыми склонами и укреплениями в виде валов и рвов с напольной стороны.

Роменские городища представляют собой не столько искусственные, сколько естественные убежища. Обычным приёмом усиления естественной крутизны склонов мыса было эскапирование верхней части обрыва, что достигалось путём зачистки склона на высоту 5–10 м. В результате образовывалась площадка шириною 2–3 м. Площадка городища отделялась от плато оборонительной линией из рва и вала. Высота вала достигала 6 м от уровня горизонта. Иногда укреплённая линия защищала поселение не только с напольной стороны, но и по периметру. Форма городища зависела от рельефа береговых мысов[12].

Большинство роменских поселений состоит из городища и примыкающего к нему с напольной стороны селища, размеры которого иногда значительно превосходят укреплённую часть поселения, составляя с ним единое целое. Обычная площадь городищ менее 0,5 га, а площадь поселений достигает 10–12 га. Населённые пункты этой эпохи развивались гнездовым методом: вокруг «материнского» крупного поселения образовывались более мелкие. Для роменских городищ характерно расположение «гнёздами» по 2–7 поселений, расположенных на расстоянии 2–5 км одно от другого[13].

Исходя из характеристики роменских городищ и находок лепной керамики на Змиевом городище, есть основания предполагать, что поселение здесь была основана ещё до падения Хазарского каганата или вскоре после этого, возможно в X–XI вв. В этой связи, нам представляется интересной одна находка. По словам М. Н. Григорьянца и Б. Г. Бейдина «Несколько лет назад на многослойном городище у с. Гайдары Змиевского района Харьковской области на правом берегу р. Северский Донец, в дождевой промоине был найден фрагмент бронзовой крестовидной подвески». По мнению исследователей, данная находка, имеющая характерную орнаментацию, является подражанием роменских ремесленников скандинавским образцам[14]. Как минимум, это свидетельствует о знакомстве змиевских северян с металлопластикой скандинавских мастеров. Возможно также, что викинги бывали в районе Змиева, крейсируя вдоль Северского Донца.

Крепость Хазарского каганата. По ряду признаков мы можем предполагать, что в середине VIII–IX вв. в районе современной части Змиева, именуемой Горою (рис. 4), где сейчас располагается городское кладбище и частный жилой сектор, существовала салтовская крепость. По мнению В. К. Михеева, Змиев расположен в центре экономического микрорайона салтовской культуры и фактически образует одно из гнёзд поселений[15]. Во всех прочих случаях в центре аналогичных микрорайонов всегда расположено салтовское городище. Проверить данное предположение путём проведения раскопок невозможно, но эту мысль подтверждают одиночные археологические находки. В 1860-х гг. в Змиеве, при расчистке вала, окружающего город, был найден аббасибский дирхем, чеканеный в г. Истахре в 756 или 757 г. Впоследствии он был приобретён купянским казначеем Жуковым, а затем поступил в собрание Императорского Эрмитажа[16]. Ещё одним доказательством пребывания Змиева в составе Хазарского каганата является кувшин салтово-маяцкой археологической культуры, хранящийся ныне в музейном комплексе Змиевского лицея № 1 им. З. К. Слюсаренко.

Район Змиева Гора

Рис. 4. Район Змиева Гора (современный вид)

Несмотря на то, что основание Змиева А. И. Криштопа приписывал новгород-северскому князю Игорю Святославичу, тем не менее допускал, что средневековая крепость «могла быть и несколько выше, на взгорьях, вблизи Донца, где сейчас и находится устье реки Можь»[17].

Поселения древнерусского времени. В середине X в. произошло ослабление Хазарии и с территории Змиева салтовское население было вытеснено восточнославянским племенем северян[18]. Учитывая смешанный, славяно-ирано-тюркский, характер населения Водяновского, Мохначанского[19] и Сухогомольшанского[20] городищ, можно предполагать такой же смешанный характер населения Змиева и его окрестностей в середине VIII – середине X вв.

Северяне, известные по письменным источникам и артефактам ро́менской археологической культуры, постепенно консолидировались с другими восточнославянскими племенами в древнерусскую народность Руси. В состав этого государства территория Змиевщины вошла после разгрома князем Святославом Хазарии в 965 г. К середине XI в. роменская культура постепенно трансформируется в древнерусскую.

Начиная с XII в. появляются письменные сообщения о Змиевских землях. Описание Змиевщины XII столетия встречается в работе арабского географа Мохаммеда аль Идриси (1099–1166 гг.). В описании его путешествия есть карта области Навария. На основе анализа текста и карты 1154 г. Б. А. Рыбаков в 1947 г., сопоставив различные письменные источники и известные в то время археологические материалы, пришёл к выводу, что северянские поселения охватывали на юго-востоке верхнее течение Ворсклы и Северского Донца. Позже, Б. А. Рыбаков высказал предположение, что рекою Русией у Идриси назван Северский Донец, а страной Ниварией (рис. 5) – область расселения северян[21]. Вышесказанное является одним из аргументов того, что лесостепная часть бассейна Северского Донца входила в число территорий, которые в эпоху раннего средневековья были заселены славянами. Несколько позже А. Г. Дьяченко подтвердил данное предположение. Он перенёс современную гидронимию верховий Северского Донца на карту аль Идриси, и, оказалось, что обозначенная на карте река Русия по своему местоположению точно совпадает с «Великим Доном» (Северским Донцом) русских летописей. На основании согласного свидетельства вышеприведённых данных и материалов археологии можно сделать однозначный вывод о том, что Змиевщина XII в. (по крайней мере, её лесостепная часть) была заселена северянами.

Северский Донец по карте аль Идриси

Рис. 5. Северский Донец по карте аль Идриси (по Б. А. Рыбакову)

В это время на территории Харьковщины, и Змиевского края, в частности, существовал уже целый ряд русских городов. Д. И. Багалей и Д. П. Миллер пишут: «О существовании в Харьковщине и Полтавщине, до новой их малороссийской колонизации, целого ряда городов свидетельствует масса городищ, расположенных необыкновенно правильно по течению рек Псла, Ворсклы, её притоков Мерла и Коломака, Донца и его притоков Уд и Мжи, образующих несколько укреплённых линий. Упоминания об этих городищах мы находим в Книге Большому Чертежу и Росписи донецких станиц XVI в. В пользу русского происхождения говорят русские названия многих из них»[22].

Говоря о Змиеве, А. С. Федоровский отмечает: «место было занято славянами ещё до татарского нашествия, затем перешло в руки татар»[23]. Эту точку зрения разделяют Б. П. Зайцев, С. М. Куделко, В. К. Михеев, С. И. Посохов, утверждающие, что Змиев упоминается в летописи под XII в.[24]

Вся суть дискуссии о конкретном месторасположении средневекового Змиева связана, на наш взгляд, с тем, что в тот период времени существовало два поселения: одно в районе современного города, носящим название Гора (назовём его Змиев-1). Здесь, вероятно, располагалась крепость Хазарского каганата. После падения этого государства правобережное Подонцовье перешло в состав Руси. Осталось ли здесь аланское население или заселили крепость русины остаётся неизвестным.

Второй населённый пункт возникает на Змиевом кургане в XII в. (Змиев-2). Это была небольшая пограничная крепость Русского государства, рядом с которой располагалось село, где жили пограничники и их семьи. Здесь же было кладбище.

Когда прекратил существование Змиев-1 неизвестно. Змиев-2, судя по данным раскопок, функционировал ещё в начале XIV в., т. е. после монголо-татарского нашествия.

В этом отношении правы Д. И. Багалей, Д. П. Миллер[25], А. С. Федоровский[26], Б. П. Зайцев, С. М. Куделко, В. К. Михеев, С. И. Посохов[27], которые говорят о существовании Змиева в древнерусский период. Вопрос в деталях: кто населял, когда и кем были построены, когда прекратили своё существование эти населённые пункты.

Таким образом, данные археологии свидетельствуют о заселённости Змиева и его окрестностей на протяжении древности, раннего и развитого средневековья.

 

ССЫЛКИ

 


[1] Полное собрание законов Российской империи. – СПб., 1830. – Т. I. С 1649 по 1675. – С. 376–377.

[2] Шрамко Б. А. Справочник по археологии Украины : Харьковская область / Б. А. Шрамко, В. К. Михеев, Л. П. Грубник-Буйнова. – К., 1977. – С. 75.

[3] Дьяченко А. Г. Древнерусский археологический комплекс XII–XIII вв. у с. Гайдары (Змеев курган) / А. Г. Дьяченко, В. К. Михеев // Хазарский альманах. – Х.; К.; М., 2004. – Т. 2. – С. 145, 146, 156.

[4] Дьоміна О. Коза – Змія – Зміїв // Вісті Зміївщини. – 1998. – 1 січня.

[5] Дьяченко А. Г. Древнерусский археологический комплекс XII–XIII вв. у с. Гайдары (Змеев курган) / А. Г. Дьяченко, В. К. Михеев // Хазарский альманах. – Х.; К.; М., 2004. – Т. 2. – С. 156.

[6] Історія міст і сіл УРСР : У 26 т. / Під загал. ред. П. Т. Тронька. – К., 1967. – Т. 1. Харківська область. – С. 450. Сейчас по урочищу Провалье проложен участок трассы Харьков – Балаклея, соединяющий Змиев и с. Задонецкое.

[7] Коловрат Ю. А. Змиевской регион Слободской Украины как территория этногенеза (к постановке вопроса) / Ю. А. Коловрат // Историко-археологический сборник. – Х., 2013. – Вып. 12. – С. 93.

[8] Дьяченко А. Г. Древнерусский археологический комплекс XII–XIII вв. у с. Гайдары (Змеев курган) / А. Г. Дьяченко, В. К. Михеев // Хазарский альманах. – М.; Иерусалим, 2004. – Т. 2. – С. 150.

[9] Кашкин А. В. Географические поселения поселений роменской культуры / А. В. Кашкин // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород – Старая Русса / Отв. ред. Н. А. Макаров, Е. Н. Носов. – СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. – Т. 2. – С. 44.

[10] Сухобоков О. В. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и её предшественники) / О. В. Сухобоков. – К., 1975. – С. 6.

[11] Повість врем’яних літ : Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньорусської, післяслово, коментар В. В. Яременка. – К., 1990. – С. 20/21; Полное собрание русских летописей. – СПб., 1846. – Т. 1. Лаврентиевская и Троицкая летописи. – С. 6.

[12] Археология Украинской ССР : В 3 т. – К., 1985. – Т. 3. – С. 201.

[13] Там же. – С. 202.

[14] Григорьянц М. Н. Орнаментальные мотивы на изделиях мелкой металлопластики эпохи викингов и находка на Харьковщине / М. Н. Григорьянц, Б. Г. Бейдин // Историко-археологический сборник. – Х., 2012. – Вып. 11. – С. 16, 18.

[15] Михеев В. К. Северо-западная окраина Хазарии в свете новых археологических открытий / В. К. Михеев // Хазарский альманах. – К.; Х., 2004. – Т. 3. – С. 77, 78, 90.

[16] Марков А. К. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических) / А. К. Марков. – СПб., 1910.. – С. 52.

Интересно, что впоследствии, благодаря ошибке В. Е. Данилевича (Данилевич В. Е. Карта монетных кладок и находки единичных монет в Харьковской губернии / В. Е. Данилевич // Труды XII Археологического съезда. – М., 1905. – Т. 1. – С. 394), данная находка «превратилась» в две, а у последующих каталогизаторов в три: «в 1860 г. был найден клад с аббасидскими дирхемами сер. VIII в.», «Здесь же найден дирхем 761 г., чеканенный в Истархе», «… в 60-х гг. XIX в., на территории Змиевского уезда (место находки сейчас неизвестно) был найден аббасидский дирхем, чеканенный в 756/757 г.» (Бейдин Г. В. Клады и монеты Харьковщины / Г. В. Бейдин, М. Н. Григорьянц. – Х., 2007. – С. 48; Шрамко Б. А. Справочник по археологии Украины : Харьковская область / Б. А. Шрамко, В. К. Михеев, Л. П. Грубник-Буйнова. – К., 1977. – С. 75). Но, А. К. Марков, как видим, сообщал лишь об одной монете.

[17] Криштопа А. И. Змиево городище : экскурс в историю родного края / А. И. Криштопа. – Змиев, 1956. – 123 с., депонирована в Змиевской районной библиотеке. – С. 10.

[18] Колода В. В. Слов’яно-хозарські відносини крізь призму нових археологічних данних з басейну Сіверського Дінця / В. В. Колода // Археологічний літопис Лівобережної України. – 2005. – № 1–2. – С. 74.

[19] Там же. – С. 72 – 73.

[20] Аксёнов В. С. Об этнической неоднородности кремаций VIII – первой половины X вв. Подонцовья (по материалам Сухогомольшанского могильника салтовской культуры) / В. С. Аксёнов // Хазарский альманах. – К.; Х., 2004. – Т. 3. – С. 20; Аксёнов В. С. О происхождении и этнической принадлежности погребённых в могильнике Сухая Гомольша / В. С. Аксёнов, В. К. Михеев // Хазарский альманах. – К.; Х., 2006. – Т. 5. – С. 182.

[21] Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. – 1952. – Т. XLIII. – С. 24.

[22] Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655–1905). Историческая монография: В 2 т. / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер – Репринт. изд. – Х., 1993. – Т. 1. XVII–XVIII вв. – С. 25.

[23] Природа и население Слободской Украины. Харьковская губерния: Пособие по родиноведению / Сост. А. С. Федоровский, Д. К. Педаев, В. Г. Аверин, В. И. Талиев, Н. Ф. Сумцов. – Х., 1918. – С. 323.

[24] Слобідська Україна: Короткий історико-краєзнавчий довідник / Б. П. Зайцев, С. М. Куделко, В. К. Міхеєв, С. І. Посохов. – К., 1994. – С. 24.

[25] Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655–1905). Историческая монография : В 2 томах / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Репринт. изд. – Х., 1993. – Т. 1. XVII–XVIII вв. – С. 25.

[26] Природа и население Слободской Украины. Харьковская губерния / Сост. А. С. Федоровский, Д. К. Педаев, В. Г. Аверин, В. И. Талиев, Н. Ф. Сумцов. – Х., 1918. – С. 323.

[27] Слобідська Україна : Короткий історико-краєзнавчий довідник / Б. П. Зайцев, С. М. Куделко, В. К. Міхеєв, С. І. Посохов. – К., 1994. – С. 24.

© Ю. А. Коловрат-Бутенко, 2019

Ссылка на эту статью:

Коловрат-Бутенко Ю. А. Археологические памятники Змиева (древность и раннее средневековье) / Ю. А. Коловрат-Бутенко // История Змиевского края. – Змиев. – 17.07.2019. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-377

Похожие статьи
Поделиться
Мне нравится!
2
Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 17.07.2019 | Просмотров: 165 | Ключевые слова: салтово-маяцкая культура, змиев, роменская культура