Старообрядцы Слобожанщины: условия переселения, быт и хозяйствование (на примере села Боровая Змиевского района Харьковской области)



Publ ID: 1535746465-365

УДК 93/94 (477.54)
ББК Т63.3 (4Укр-4Хар-2)

 

СТАРООБРЯДЦЫ СЛОБОЖАНЩИНЫ: УСЛОВИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ, БЫТ, И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА БОРОВАЯ ЗМИЕВСКОГО РАЙОНА ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

________________
© А. Л. Черкашин

История села насчитывает многовековую историю.

Первым письменным упоминанием о селе следует считать свидетельства московских дьяков при описании Муравского шляха в «Книге Большому Чертежу».

Они описывают в 1625 году на р. Удах колодец Борового. Скорее всего, именно этот колодец и дал название образовавшемуся в последствии селу. Хотя Янко М. П. выдвигает теорию, что название села происходит от слова «бор (сосновый лес).

Массовое заселение этого края и юридическое закрепление, ранее заселенных земель, началось не многим раньше 1660 года.

Одной из этноконфессиональных групп, переселившихся на территорию Слобожанщины в конце XVII в – XVIII веках, были русские-старообрядцы. Старообрядцы, заселившие Слобожанщину, впоследствии играла весомую роль в развитии региона. Актуальность изучение этой этноконфесиональной группы, обусловлена отсутствием научных исследований посвященных этой проблематики, игнорирование рассмотрения колонизационных процессов через призму конфессиональной и этнической принадлежности поселенцев. Отрывчатость и недостаточность письменных источников о количестве и времени заселения старообрядческими общинами Слобожанщины не позволяет реконструировать особенности этого процесса без проведения исследовательской работы в рамках каждого населённого пункта. Постараемся проследить пути и хронологию процесса заселения старообрядцами этих земель на примере с. Боровая Змиевского района Харьковской области. Малочисленность источников, не позволяет реконструировать особенности старообрядцев Слобожанщины, актуализирует использование, в подобного рода работах, данных устной истории, с этой целью мы приводим свидетельствования жителей села, собранные в 2005 г.

Первым письменным упоминанием о селе следует считать свидетельства московских дьяков при описании Муравского шляха в «Книге Большому Чертежу». Они описывают в 1625 году на р. Удах колодец Борового. Скорее всего, именно этот колодец и дал название образовавшемуся в последствии селу. Хотя Янко М. П. выдвигает теорию, что название села происходит от слова «бор» (сосновый лес).

Церковь Рождества Христова

Рис. 1. Церковь Рождества Христова  (УПЦ)

Массовое заселение этого края и юридическое закрепление, ранее заселенных земель, началось не многим раньше 1660 года. По свидетельству документов Чугуевского воеводства, цитируемых митрополитом Филатетом, 14 января 1660 года чугуевец беспоместный сын Анисим Белозёров в челобитной своей писал: «служил он вёл Государеву службу много времени и бывал на сторож от Крымской стоны в ряд с детьми боярскими Игнатом Дюковым с товарищами, а пашенной земли и сенокосных покосов у него нет.» После этого следует прошения: «устроить его в Чугуевском уезде в Удском стану, за рекой Удами промеж колодезя Студенка и Бороваго в ряде с помошниками девятью человеками Игнатом Дюковым с товарищами»; в результате этой просьбы последовал приказ: «наделить промеж колодязя Студенок и Бороваго 20 четвертин пашенной земли и 70 копен покоса, с прежними помощниками, и устроить в том селе Боровом дворы, огородными и гуменными и местами».

Позже в выписках, Боровая называется уже селом, это показывает, что первый храм построен здесь в одно время с заселением Боровой и конечно по распоряжению воеводы, устроившего на житьё в Боровом детей боярских – Дюкова с товарищами его, числом девять дворов. Их силами был построен храм в 1660 году. Храм, как и современный, был освящен в честь рождения Христа. Некоторые из жителей села до сегодняшнего дня носят фамилию Дюкоревы.

Здание школы села Боровая

Рис. 2. Здание школы села Боровая

Находим сведение о передаче книг в церковь, построенную первыми поселенцами – дарственная надпись на Евангелие и Апостоле, хранящихся в до сих пор, гласит: «Москва печать 1685 год 9 декабря. 1688 год подал эту книгу на престол Евангель в Змиевской уезд в село Боровое в церковь Рождества Христова, молить ради и здравие и поминать родителей. Купец Кондратий Добрышин, а подписал книгу по его приказу евнух его Гришка Роставцов, - богомольцу попу Игнатию».

Массовое заселение верховий Северского Донца не ограничилось приходом украинских казаков-черкесс и раздачей земель безземельным боярским детям. Вольности, закрепляемые за колонистами Слобожанщины, привлекали многих поселенцев. Напомним, что «черкаcсы» или «черкеcсы» – название украинских казаков в официальных актах Московского государства второй половины XVI-го и первой половины XVII-го столетий. Со второй половины XVII-го столетия, термин «черкаcсы» постепенно вытесняется термином «малороссийские казаки». Сведения о первоначальном противостоянии этих двух этнических групп мы находим в Чугуевской переписке. Чугуевский воевода писал Белгородскому воеводе князю Ромоданову: «В нынешнем 1668 году мая 5 бил челом нам в обоз под Котельвою в Государев шатр Змиевского уезда села Бороваго Кадрашка Некрасов на тебя в 1668 году приходили в то село изменники Черкассы, и лошади и всяку скотину у них отогнали. И он Кадрашка, собрався, за теми изменниками ходили лошадей и из тех де лошадей досталось ему Кадрашки, лошадь и ту лошадь ты у него отнел. И тебе Господину Змиевцу Кадрашка Некрасов лошадь, которую у него ты взял, отдать ему».

Следует отметить, что пришлые казаки, как и слобожанские пользовались некоторое время вольностями самоуправления, что и привлекало для поселения на эти земли старообрядцев. В XVII в. Эта территория была малозаселённой и власть не препятствовала переселению различных групп населения, поэтому земли становились предметом споров между донскими и украинскими казаками. Взаимное участие в колонизаторских процессах позволяет в дальнейшем претендовать донским казакам на эти земли. Привлекательной для них стает возможность переселения на территорию Слобожанщины после событий на Заполянской сечи 1688 года. Особенно, если учитывать, что население, исповедующее старообрядчество фиксируется по берегам р. Уды еще до массового притеснения казаков-старообрядцев – «1677 года в Чугуевском уезде в удском стану в селе Терновая украли лошадей 6 новопришлых Печенежских людей, принесших сюда раскол, их защищал поп Черкашинь». Часть старообрядцев из донских казаков пришла и в село Боровая. Они старались документально подтвердить свое право на поселение. Об этом свидетельствует жалованная грамота на землю донцам: «1693 года июня 14 дня жалованная письменная грамота на вотчину Александру да Михаилу Костантиновым детей донцом, что им дать по их челобитной из поместья отца их за службу деда их и отца в Змиевском уезде в селе Боровом».

Хотя реформа церкви 50-х годов XVII столетия сопровождалась жестокими гонениями против тех, кто не принял новую веру, но на переселения сюда казаков-старообрядцев правительство Московского государства относилось очень терпимо в силу желания ослабить здесь влияние слободских полков и создать буферную зону в приграничье.

Население Слобожанщины в XVII-XVIII веках несло сторожевую службу, весь уклад жизни был казацкий, все взрослое мужское население числилось казаками и такое устройство продлилось до конца XVIII столетия. Память о казацком устройстве села до сих пор живет в народной памяти. Например, в селе до 1979 года не было названий улиц, деление велось на сотни, не смотря на введение названий улиц, деление села так и осталось по названиям сотен: первая – «Кулишка», вторая – «Гречина», третья – «Давыдовка», четвертая – «Баивик», пятая – «Рашкатановка».

Вольности такой военнообразной жизни дали возможность сохранять населению старообрядческий образ жизни, говорить об этом открыто в официальных документах. Одним из таких источников, говорящих нам о существовании старообрядцев в селе, есть жалоба старообрядцев Боровой 1819 года на ущемления со стороны местных властей их конфессиональных особенностей. Жители села пишут: «старообрядчество существует тут более ста лет».

Проследить численность старообрядческого населения в селе очень тяжело, но скорее всего они именовали себя донцами и таким образом выделялись из общей массы населения. Например, по данным церковного прихода о жителях села читаем: «1737 год однодворцев 358 мужчин 350 женщин, донцов 198 мужчин 202 женщин». Позже документы умалчивают о этой особенности деления населения – «в 1770 году 299 мужчин 279 женщин, 1790 358 мужчин 380 женщин в 1810 480 мужчин 503 женщин, 1830 год 531 мужчина 557 женщин, в 1850 году 506 мужчин 515 женщин». «От холеры умерло в 1831 году 20 человек».

Подтверждением однокоренного происхождения старообрядцев Слобожанщины и липован юга Украины, которые ведут свою родословную от переселенцев-некрасовцев является в говоре сходных слов: «ворочатся – возвращатся, галасить – плакать, молодитса – молодая» и другие.

Старообрядческая община села на протяжении всей своей истории тесно взаимодействовала с ближайшими старообрядческими центрами. Об этом мы можем судить из данных об описании села Терновая «В Терновом еще в давнее время посеян раскол. Около 1735 года здесь был искупленным распространителем суеверия Иван Евсеев Кушнер за изитою Чугуевских раскольников, он свободно совращал православных в раскол».

Старообрядцев в Чугуеве и окрестных селах было довольно много, поскольку Иван Евсеевич Кушнер прямо агитировал людей в старообрядчество, и ему за это не было никакого наказания. Возможно, в Боровую староверы переселились из села Терновой (10 км вниз по течению р. Уды) потому что еще и сейчас очень тесны связи с терновскими старообрядцами.

Тесные связи с Терновской общиной мы видим из «жалобы жителей села Боровой и Терновой на ущемление местной власти» эти родственные общины поддерживали тесно семейно брачные отношения и все невзгоды переживали вместе и не исключено, что они образовались в одно время где-то в 1677 году или даже немногим ранее.

Сохраняя свою непохожесть, старообрядцы сохранили и многие характерные особенности русской речи – это южнорусский, имеющий много аналогий с говором старообрядцев юга Украины. Ближе всего он подходит к «акающему» курскому диалекту с сохранением суффикса –ися, вместо –сь.

Сохранён был не только своеобразный диалект речи, но и свой традиционный костюм

Следует отметить, что все это происходило в условиях тесного соседства с населением, исповедующим новую веру. Еще в начале ХХ ст. традиции старообрядчества были прочны, а старообрядческого населения было больше, нежели прихожан господствующей церкви, ведь обе церкви строились силами местных жителей и на их средства. «Много и староверов было, а советных, наверное, больше чем староверов. Но вообще было много староверов, но советных их же больше. Была одна вера – староверская. А когда гонение было, я не знаю в каких годах. Гонение было и это ж разделили. Стали советные, советные чего – чтобы легче было молиться. Старовере ж больше молються, а в них много не начитуют. Вот поэтому и разделились».

Следует отметить, что «советными» называют местные жители людей придерживающихся господствующей церкви, а «ганджеями» называют тех, кто придерживается старообрядчества вследствие замкнутости и необщительности между ними.

Следует отметить, что старообрядцы на Слобожанщине существуют двух течений это «поповцы», которые позднее вошли в «белокриницкое согласие». Вторая группа – «беспоповцы поморского согласия», которой составляют большинство старообрядцев Слобожанщины. В селе Боровая придерживались поморского согласия. Это согласие характерно тем, что они избирают себе наставников из своих членов, на общем собрании общины. Признали в давнее время молитву за царя, служат в армии и читают молитву за своих солдат служащих в армии. Сами жители называют себя «староверами», но не старообрядцами и объясняют тем что только «мы истинные хранители и носители старой веры в Христа». На сегодняшний день из 752 дворов в селе 250 являются старообрядческими.

При правлении Николая II было признана и узаконена старообрядческая церковь. Скорей всего этот факт и подтолкнул жителей села к строительству храма.

В начале XX столетия происходит строительство практически одновременно двух церквей, старообрядческой построенной и открытой в 1909 году и православной построенной и открытой в 1905 году. Церковь новой веры была построена из дерева, ее размеры были меньше, нежели староверческий храм и намного беднее. Очевидцы свидетельствует, что в этой церкви не было места для крещения детей, а также очень бедное убранство.

Тот факт, что до 1909 года не была построена церковь в селе, а молились в доме общепризнанного наставника, что было заложено в особенностях беспоповцев и многочисленных репрессий со стороны власти. Воспоминания старейших из жителей села нам дают бесценную информацию о этот процессе – «часовню построили у 1909 году усе, чем могли помогали – бабки не доедали, не допивали усе силы лажили на постройку церкви.

Старообрядческая церковь была построена из белого кирпича, имела колокольню с колоколами и место для крещения детей, убранство храма было на высоком уровне – «был громадный алфопей освещавший весь храм богатое убранства. Алфопей, венцы – из серебра». Размеры храма были солидные.

Священники-старообрядцы были из местного грамотного населения. Как грамота, так и хоровое пение, передавалось с поколения в поколения. Каждую зиму священник, как грамотный человек в селе, учил детей чтению, как на современном языке, так и на древнеславянском. Это вошло в многолетнюю традицию. «Баба Доня взяла Любку Халимоникову и стала её учить читать, а я что хуже? Четвёртый закончил, в пятый перешёл, пошёл и я к ней в учение вот так пошло и пошло. Нынешний настоятель Боровской общины Картавцев Павел Исаевич также самоучка.

Из приведенных выше фактах можно сделать вывод, что появление старообрядческого населения в с. Боровая, а также возможно всей Слобожанщины, может быть связано с двумя волнами миграции – переселением сюда в начале и середине XVII в. «детей боярский» и других категорий служилых людей, которые, находясь в пограничье Московского государства смогли сохранить старую веру, и колонизацией этих земель к концу XVII в. донскими казаками, после уничтожения вольностей и притеснений свободы вероисповедания на Дону.

© А. Л. Черкашин, 2018

 

Ссылки на эту статью:

Черкашин А. Л. Старообрядцы Слобожанщины: условия переселения, быт и хозяйствование (на примере села Боровая Змиевского района Харьковской области) / А. Л. Черкашин // История Змиевского края. – Змиев. – 31.08.2018. – URL : https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-365

 

Источник:

Черкашин А. Л. Старообрядцы Слобожанщины: условия переселения, быт и хозяйствование (на примере села Боровая Змиевского района Харьковской области) / А. Л. Черкашин // Липоване история и культура русских старообрядцев. – Одесса, 2005. – С. 65–68.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Старообрядцы Слобожанщины: условия переселения, быт и хозяйствование (на примере села Боровая Змиевского района Харьковской области) // История Змиевского края. 2018-08-31. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-365 (дата обращения: 2024-03-19).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2018-08-31 | Просмотров: 3925 | Ключевые слова: хата на, История городов и сел украины, Боровая