Благотворительная деятельность Змиевского земства и Романовского комитета в годы Первой мировой войны



Publ ID: 1533228080-364

УДК 93/94 (477.54)
ББК Т63.3 (4Укр-4Хар-2)

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗМИЕВСКОГО ЗЕМСТВА И РОМАНОВСКОГО КОМИТЕТА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

______________________________

© Ю. А. Коловрат-Бутенко

(OrcidID: 0000-0002-3294-3308, ResearcherID: G-9509-2016)

Змиевское научное краеведческое общество

Особенностью функционирования системы социального обеспечения в Российской империи было отсутствие государственно-организованной и централизованно финансируемой системы помощи бедным, а в случае бедствий и войн – пострадавшим от них. Это компенсировалось деятельностью особых благотворительных фондов, комитетов и обществ, созданных под эгидой членов императорского дома Романовых, широкой сетью общественных и ведомственных организаций и многочисленных частных учреждений, функционировавших в сфере благотворительности. При этом статус «императорских» благотворительных обществ не был чётко регламентирован, но они имели огромные преимущества за счёт субсидирования от казны и от членов императорского дома, за счёт внимания общества, которое обеспечивалось путём регулярного информационного освещения их деятельности в прессе [1].

Довольно хорошо была развита и ведомственная благотворительность, распределенная между одиннадцатью министерствами и ведомствами, которые несли ответственность и контролировали деятельность подведомственных им благотворительных учреждений и организаций. Так, в начале ХХ в. только у Министерства внутренних дел было 6 835 благотворительных обществ и учреждений, у Российского Общества Красного Креста – 818, у Министерства юстиции – 737 [2].

Это была обширная и по-своему действенная система социальной помощи, но обладавшая рядом бросающихся в глаза недостатков: отсутствие положения об источниках государственных средств на социальную сферу, отсутствие единого центра сведений о нуждающихся и единого руководящего органа, координирующего всю социальную работу в стране [3].

В ряду государственных благотворительных организаций особое место занимал Романовский комитет – государственно-общественное благотворительное учреждение, созданное высочайшим указом от 21 февраля 1913 г. «в ознаменование трёхсотлетия со дня всенародного избрания на царство первого государя из Дома Романовых» и состоящее под покровительством императора. Председатель и члены Комитета были назначены императором 2 марта 1914 г., Закон «Об организации» – утверждён 19 апреля 1914 г. Председателем комитета стал А. Н. Куломзин, товарищами председателя (заместителями) – А. А. Макаров, Н. Н. Покровский. Членами Комитета состояло 49 человек – представители государственного чиновничества, аристократии и крупного купечества. Первоначально Комитет предназначался для помощи детям бедного сельского населения без различия национальностей, состояний и вероисповеданий, «а равно для объединения правительственной, общественной и частной деятельности в этом направлении». Позже Комитет стал участвовать также «в призрении некоторых категорий несчастных, как-то глухонемых, слепых, душевнобольных и идиотов, ныне остающихся без помощи». Пособия выдавались не лицам, а организациям – земствам, сельским обществам, братствам, церковно-приходским обществам, попечительствам и т. д. С началом Первой мировой войны Комитет вошёл в Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну. С этого времени помощь стала выделяться и городским учреждениям, если в них находились сельские сироты и дети воинов. Ассигнования на 1914 г. составили 500 000 рублей (Верховный совет выделил 300 000 рублей, 5 000 рублей дал лично император) [4].

Жетон Романовского комитета высшего класса

Рис.1. Жетон Романовского комитета высшего класса

В Змиевском уезде местное отделение Романовского комитета начало свою работу 14 декабря 1914 г. по решению Змиевского уездного чрезвычайного земского собрания. Его членом был избран Пётр Сергеевич Суковкин [5]. Было признано необходимым призрение сирот вдовцов, призванных на войну, на совместные средства уездного земства, Романовского комитета и губернского земства. Учитывая, что в Змиевском уезде не было приютов и общежитий, собрание приняло решение о размещении сирот в семьях их родственников с платой 75 руб. в год на ребёнка. К концу 1914 г. таких сирот было 44 чел. Таким образом, планировалась сумма расходов в 3 300 руб. Романовскому комитету было предложено оплатить ½ часть этих расходов (т. е. 1 650 руб.), а губернское и уездное земства брались оплатить по ¼ запланированных расходов. [6]

Однако, как всегда бывает в случаях многосторонних согласований, вопрос финансирования не был решён сразу. Оказалось, что по правилам своим Романовский комитет может участвовать только в половинной доле расхода земства и выслал только 825 руб. Харьковское губернское земское собрание, в свою очередь, 26 февраля 1915 г. приняло решение о выделении своей доли денег, но перечисление их откладывалось до момента, когда вопрос рассмотрят все уездные собрания [7].

27 мая 1915 г. Харьковское губернское земское собрание приняло постановление следующего содержания:

  1. Установить для сирот воинов дошкольного возраста, если они не находятся в приютах, призрение в посемейном патронаже под наблюдением уездных земских управ и их органов и уполномоченных с платой за призрение 72 руб. в год.
  2. Признать обучение сирот школьного возраста (8–11 лет) в школах обязательным, в случае необходимости, при неудобстве организации где-либо посемейного призрения, устраивая при некоторых школах общежития.
  3. Сирот после школьного возраста (12–17 лет) обучать в ремесленных училищах, устраивая при них общежития, при стоимости общего содержания в них вместе с оплатой надзора примерно в 175 руб. в год на ученика.
  4. Девочек-подростков (12–17 лет) также помещать по возможности в соответственные профессиональные училища и отделения ремесленных школ или в приюты с обучением ручному труду на тех же условиях, что и мальчиков, помещаемых в общежития при ремесленных школах.
  5. Ежегодный расход на осуществление этой системы призрения согласно расчётов, приведённых в докладе, примерно исчислить в 168 407 руб., а единовременные на постройку и оборудование общежития до 170 700 руб.
  6. Уполномочить губернскую земскую управу возбудить ходатайство о пособии земству от Романовского комитета в размере 50 % вышеуказанных сумм, а именно просить о пособии в 85 350 руб. единовременно и по 84 203 руб. ежегодно.
  7. Другую половину потребных расходов покрыть из средств губернского и уездных земств в равной части.
  8. Поручить губернской управе совместно с представителями уездных земств выбрать в развитие вышеуказанных общих оснований детальный план призрения сирот воинов с указанием условий для посемейного призрения и общежитий и порядке надзора за ними [8].

Знак Романовского комитета низшего класса

Рис.2. Знак Романовского комитета низшего класса

На 26 февраля 1915 г. в Змиевском уезде было учтено 160 сирот, из которых в посемейном патронаже пребывали 100 чел., а в общежитиях – 60. К 7 июня 1915 г. число сирот возросло до 175 чел. При этом призревались только 44, деньги на которых были выделены в прошлом году. Но Змиевская уездная земская управа, не ожидая решения Собрания, взяла под опеку ещё 19 сирот, находившихся в крайне бедственном положении, а 112 сирот пособия не получали впредь до назначения ассигновки (утверждения уездного бюджета) [9].

В работе Романовского комитета выявился ещё один непродуманный вопрос. По правилам его дети двух лет не имели права на призрение. Процитированное выше постановление Харьковского губернского земского собрания также упустило эту возрастную категорию из вида. Между тем, таких полусирот в уезде было 15. В связи с этим Змиевская управа в докладе Змиевскому уездному земскому собранию предложила: «… приняв во внимание, что отцы их тоже состоят в рядах армии и проливают кровь за светлое будущее России, и, главное, что эти дети требуют больше ухода и забот, чем дети более взрослые, и едва ли найдутся лица, желающие содержать их и заботиться о них безвозмездно, а посему раз земство приняло на себя заботу о детях сиротах в большем возрасте, то несправедливо было бы обойти этих малюток, которые также остались бесприютными, и земству не следует останавливаться перед ассигновкой на призрение детей до 2-хлетнего возраста исключительно из средств уездного земства, назначив на содержание ребёнка не менее 4 руб. в месяц, полагая, что такой размер платы является достаточным, и теперь же обратиться к губернскому земству об установлении ассигновки на призрение этих сирот и вообще о разработке правил о их призрении» [10]. В этом же докладе управа просила разрешения производить призрение сирот, которые окажутся впредь, не ожидая созыва земского собрания.

Описанные выше благотворительные начинания земства и Романовского комитета были реализованы. По архивным материалам видно, что на 1917 г. в Змиеве содержался приют для детей лиц, призванных на фронт. Здесь обучался 181 мальчик [11].

Однако, практика выявила определённые недостатки, как в работе Романовского комитета, так и государства в сфере призрения (социальной защиты) нуждающихся слоёв населения. Вероятно, этот недостаток в функционировании Российской империи как государства также следует отнести к одной из причин социальной напряжённости, приведшей к Февральской революции 1917 г.

 

ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ


[1] Благотворительная деятельность Романовского, Алексеевского и Александровского комитетов в годы Первой мировой войны // Гродненский район. – URL: http://uctopuk.info/regions/grodneneskij/history/?id=638 (01.08.2018).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Романовский комитет для призрения сирот сельского состояния // Энциклопедия Санкт-Петербурга. – URL: http://www.encspb.ru/object/2806469070?lc=ru (01.08.2018).

[5] Доклады Змиевской уездной земской управы чрезвычайному уездному земскому Собранию 7 июня 1915 г. // Доклады Змиевской уездной земской управы очередному земскому Собранию сессии 1915 г. и Журналы Собрания. Доклады и журналы чрезвычайных земских Собраний 8 февраля и 7 июня 1915 г. – Змиев, 1915. – С. 1.

[6] Там же. – С. 8.

[7] Там же. – С. 8–9.

[8] Там же. – С. 9–10.

[9] Там же. – С. 8.

[10] Там же. – С. 13.

[11] ГАХО. – Ф. 304. – Оп. 1. – Д. 3065. – Л. 5 об.

 

Ссылка на эту статью:

Коловрат-Бутенко Ю. А. Благотворительная деятельность Змиевского земства и Романовского комитета в годы Первой мировой войны / Ю. А. Коловрат-Бутенко // История Змиевского края. – Змиев. – 02.08.2018. – URL: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-364

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Благотворительная деятельность Змиевского земства и Романовского комитета в годы Первой мировой войны // История Змиевского края. 2018-08-02. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-364 (дата обращения: 2024-04-20).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2018-08-02 | Просмотров: 2028 | Ключевые слова: Романовский комитет, первая мировая война, земство, Змиевской уезд