О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом



Publ ID: 1375128177-270

О ПОСТРОЙКЕ КОННО-ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ «ЗМИЕВ» И ГОРОДОМ ЗМИЕВОМ

_______________
© Ю. А. Коловрат
Змиевское научное краеведческое общество

В 1921 году, после кровавой и жесточайшей гражданской войны, после бесчеловечной политики «военного коммунизма» и последовавших вслед за ней голода и народных восстаний правительство советского государства вынужденно перешло к т. н. новой экономической политике (нэпу). По сути своей, это был возврат некоторых элементов рыночной экономики. Именно нэп позволил отстроить страну из руин, дал импульс для развития сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и социальной инфраструктуры. Не был исключением и Змиевской район Харьковского округа. Свидетельством тому является дело, хранящееся в Государственном архиве Харьковской области, название которого вынесено в заголовок данной статьи.

За первое после гражданской войны десятилетие район города Змиева в период мая-сентября привлекает массовый приток жителей Харькова. Приезжали сюда как на постоянное пребывание, так и на отдых. Среди приезжающих было значительное количество дачников. Помимо этого, традиционно многие змиевчане работали на предприятиях и в учреждениях столицы. Так, например, по данным на 1927 год в среднем за летний период прибывало из Харькова в Змиев до 340 человек, выбывало 260–280. В это число не входят рабочие и служащие Харькова, проживавшие в Змиеве, которых также насчитывалось около 250 человек. В среднем из Харькова в Змиев и обратно ежедневно перемещалось около 400 человек [3, л. 4].

Поскольку железнодорожная станция «Змиев» находилась на значительном расстоянии от города Змиева (фактически, на окраине села Замостье), то это вызывало необходимость организации грузо- и пассажироперевозок. Поэтому ежедневно перевозки совершались 62-мя зарегистрированными извозчиками, а также 15–20 обывательскими выездами (в наше время это явление называется «работать бомбилой»). За проезд извозчики взимали в среднем по 40 копеек с человека. В осенне-зимний период количество извозчиков сокращалось до 35, обывательских выездов до 15 [3, л. 4 об.].

Однако такая инфраструктура транспортного сообщения уже не соответствовала времени. Особенно много хлопот доставляла переправка грузов и товаров со станции в город. Поэтому Змиевским районным исполнительным комитетом был разработан проект о постройке конно-железной дороги (конки) в Змиеве. 8 мая 1928 года на заседании финансово-бюджетной секции Харьковского окружного исполнительного комитет пунктом 878 данный вопрос был поставлен на повестку дня [3, л. 2]. А уже 30 мая того же года, т. е. через два дня, постановление Президиума Харьковского окрисполкома утвердило данный проект [3, л. 1].

Планировалось запустить по конке 3 пассажирских вагона, а для грузов 3 платформы-вагонетки. При самых минимальных расчётах в течение дня должно было перевозиться до 400 человек и перебрасываться в город до 1500 пудов (24570,72225 кг) грузов. Цена перевозки пассажиров при этом составляла бы 10 копеек, а 1 пуда (16,3804815 кг) груза – 2 копейки. Таким образом, конно-железная дорога должна была зарабатывать в месяц 2100 рублей, а в год – 25 200 рублей [3, л. 4 об.]. Годовой же расход на содержание конки предполагался в 7457 рублей. По смете предполагалось израсходовать на строительство 56 680 рублей с погашением капитала на 10 лет по 5 668 рублей в год [3, л. 7]. В деле имеется лист с особым мнением Змиевского райисполкома, где сказано, что конка устарела, а вместо конной тяги необходимо использовать две дрезины [3. л. 5].

Так или иначе, воплотиться в жизнь данному проекту не было суждено. 1928 год стал последним годом проведения нэпа. Двумя годами ранее И. В. Сталин своим выступлением определил курс развития государства на индустриализацию. И хотя при этом он назвал индустриализацию вторым периодом нэпа [1, с. 117], называя разговоры о свёртывании его помыслами врагов советской власти [2, с. 46], по сути, это было начало перехода к построению плановой социалистической экономики. Она в большей степени соответствовала политической модели советского государства, снимала противоречия, возникшие между коммунистической системой и зародившейся новой буржуазией (нэпманами, кулаками). Естественно, в пользу системы. Потребовавшаяся для индустриализации мобилизация всех внутренних ресурсов страны [1, с. 122–129] не позволила соорудить в Змиеве конную железную дорогу.

Карта Харьковской области в 1933 году

Рис. 1. Карта Харьковской области в 1933 году

Конная железная дорога в Москве. 1910 год

Рис. 2. Конная железная дорога в Москве. 1910 год

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. – М., 1948. – Т. 8. 1926. Январь–ноябрь.
  2. Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. – М., 1949. – Т. 11. 1928 – март 1929.
  3. Государственный архив Харьковской области. – Ф. Р-845. – Оп. – 3. – Ед. хр. 1433. – О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом.

 

© Коловрат Ю. А., 2013

Ссылка на эту статью:
Коловрат Ю. А. О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом / Ю. А. Коловрат // История Змиевского края. – Змиев. – 29.07.2013. – Электронный ресурс: https://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-270

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом // История Змиевского края. 2013-07-30. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-270 (дата обращения: 2024-04-23).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2013-07-30 | Просмотров: 3172 | Ключевые слова: НЭП, змиев