Религиозная принадлежность населения Змиевщины во времена Хазарского каганата



Publ ID: 1224956024-20

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗМИЕВЩИНЫ ВО ВРЕМЕНА ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

 ________________

© Ю. А. Коловрат

Каждое из племён, входивших в Хазарский каганат, исповедовало свою этническую веру – язычество. Однако с самого раннего периода существования каганата здесь распространились и мировые религии: мусульманство и христианство. Для каждой группы населения существовали свои судьи. Аль-Масуди пишет, что в столице Хазарии, Итиле, «было семь судей: двое из них для мусульман, двое для хазар – эти судят по закону Торы, двое для тамошних христиан – эти судят по закону Евангелия, один же из них для славян, русов и других язычников, – он судит по законам язычества, то есть по закону разума» [1]. Поэтому можно говорить об изначальном равноправии всех религиозных групп каганата, что наряду с относительным равенством представителей разноэтнической аристократии, служило основой прочности пёстрой в этническом отношении Хазарии.

На начальном этапе развития, самой распространённой формой религии Хазарского каганата было язычество. Среди салтово-маяцкого населения довольно широкое распространение получили амулеты из костей лисицы, зайца, волка. Кроме зубов и клыков вышеупомянутых хищников в качестве амулетов применяли различные подвески, связанные с солярным культом. Это подвески с птичьими головками, в виде различных колец. Солярной символикой были наделены также предметы быта, например, зеркала, имевшие форму круглого диска, блестящие с одной стороны и орнаментированные с другой [2]. Археологическая экспедиция Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, работавшая летом 2007 г. под с. Мохнач, обнаружила довольно странную находку. Была найдена шкатулка, в которой хранились бусина из сердолика, бусины, покрытые золотом и серебром, а также серебряный браслет, одетый на овечьи кости. Суть этого обряда пока, к сожалению, остаётся непонятной.

Аланское население Змиевщины исповедовало язычество. Языческий характер мировоззрения аланского населения бассейна Северского Донца довольно наглядно отражают черты погребального обряда: ориентация погребённых зависит от ориентации катакомбы по сторонам света, наличие жертвенной пищи, положение погребённых, в частности, женщин, в скорченном положении на левом или правом боку, положение рук погребённых мужчин – вытянуты вдоль [3].

Однако общетюркский языческий культ Тенгри-хана уже не соответствовал социально-политическому строю, достигнутому населением Хазарии. Поэтому перед каганами Хазарии встал вопрос о новой государственной религии, могущей ещё больше сплотить разноэтнические племена державы и послужить в качестве государственной идеологии.

С запада (из Византии) и с юга (из Закавказских государств) всё больше и больше наступало христианство. В кон. VIII в. в подвластном Хазарии Крыму Византия учредила Готскую метрополию, в которую вошли семь епархий, находившихся на хазарской территории. Однако полной победы христианства не произошло – народные массы сохраняли приверженность язычеству, а правители Хазарии принимали то иудейство, то мусульманство. Византия, поддерживая проникновение христианства, преследовала свои цели – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Интриги, которые при этом затевало правительство империи, естественно, не способствовали расположению кагана к христианству. Хотя аланы уже с IV – VI вв. были знакомы с христианством, то есть ещё до переселения в бассейн Северского Донца, тем не менее, данная религия распространялась здесь довольно медленно. В катакомбных захоронениях салтово-маяцкой культуры изредка находят подвески-амулеты в виде креста, что по мнению некоторых исследователей может указывать на христианское вероисповедание их хозяев [4]. Отметим, однако, что крест как таковой является скорее языческим символом [5], нежели христианским. Знаком однозначной принадлежности к христианству следует, на наш взгляд, считать не всякий крест, а лишь изображающий распятие.

Мусульманство также не имело шансов на успех среди салтовского населения. Во-первых, это была религия основного врага – халифата. Во-вторых, каган принял мусульманство вынужденно – в результате полного разгрома своего войска арабским военачальником Мерваном в 737 г. Мусульманство кагана напоминало о былом поражении, и было отброшено сразу же, как только Хазария окрепла. Следы мусульманства в последнее время были выявлены на памятниках болгарского варианта салтово-маяцкой культуры в бассейне Северского Донца. Здесь открыты погребения «зливкинского» типа сер. IX – X вв., совершённые в соответствии с мусульманской погребальной традицией [6].

При кагане Обадии, воцарившемся в 790 г. [7], Хазарский каганат принял в качестве государственной религии иудаизм. Ещё до этого момента в Хазарию переселилось большое число евреев, гонимых в христианских и мусульманских странах. В царствование же Обадии евреи заселили целые кварталы Итиля. Они плотным кольцом окружили трон кагана. Обадия построил в Хазарии синагоги и школы, собрал большое количество еврейских мудрецов со всего Света, которые, получив множество золота и серебра, разъяснили ему иудейские книги священного писания, Талмуд, Мишну, праздничные молитвы. Именно с Обадии пошли 12 хазарских царей-иудеев.

С. А. Плетнёва предполагает, что «каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве» [8]. Того же мнения придерживается А. Я. Найман, утверждающий, что «Принятие иудаизма обеспечило вхождение Хазарии в средневековый цивилизованный мир и способствовало сохранению её независимости, поставив каганат на один уровень с арабами и византийцами» [9].

Иудаистские проповедники пытались обосновать иудейское происхождение кагана, что было весьма затруднительно, ведь иудаизм – узкая и сугубо национальная религия. Ещё труднее было сделать иудаистами всё население Хазарии. Талмуд прямо проповедует идею национальной исключительности, ненависти к инородцам и иноверцам [10]. Поэтому новая религия не объединила, а, наоборот, разъединила полиэтническое государство хазар. Принятие каганом, беком и всей итильской знатью иудаизма оторвало их от прочей хазарской аристократии, жившей в отдалённых регионах страны и пользовавшейся сильным влиянием в своих кочевьях и аилах. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть в каганате. Оговоримся, что, по мнению А. Б. Бубенюка, «данные некоторых нарративных документов времён средневековья позволяют считать, что под влиянием хазар в IX в. определённая часть алан Северного Кавказа могла перейти в иудаизм и придерживаться этой монотеистической религии не одно столетие» [11]. Однако, как показали данные археологии, в материалах исследований как бытовых, так и погребальных памятников салтово-маяцкой культуры (даже на территории домена кагана) не найдено ни одного предмета иудейского культа [12], что может свидетельствовать о распространении данной религии среди очень узкого круга лиц.

Еврейский историк А. Я. Найман, по вполне понятным причинам, не согласен с мнением об отрицательном влиянии иудаизма на политику страны. Однако в своей статье он не приводит аргументов против данной точки зрения, ограничиваясь лишь историографией вопроса [13]. На наш взгляд, отрицательное влияние принятия Хазарией иудаизма очевидно – хронологически оно совпало с началом гражданской войны в каганате.

Таким образом, славянское население Змиевщины в сер. VIII – сер. X вв., как и большая часть алан, исповедовало язычество. В то же время есть основания говорить о распространении христианства среди алан и мусульманства среди болгарского населения края. Иудаизм на территории Змиевщины в указанное время распространения не получил.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. З "Промивалень Золота” Абуль-Хасана Алі ібн-Хусейна (Аль-Масуді) // Історія України в документах і матеріалах. – К.: Вид-во АН УРСР, 1939. – Т.1. Київська Русь і феодальні князівства XII – XIIIст. – С. 67.
  2. Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 3. – С. 223.
  3. Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 141.
  4. Там же. – С. 140, 142.
  5. Смирнова И. М. Тайная история креста. – М.: Эксмо, 2007. – С. 8 – 22; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – С. 304 – 305.
  6. Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 136.
  7. Хонигсман Я. С., Найман А. Я. Евреи Украины (Краткий очерк истории). – К.: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1992. – Ч. 1. – С. 6.
  8. Плетнёва С. А. Хазары. – М.: Наука, 1986. – С. 63.
  9. Найман А. Я. Евреи в Хазарском каганате // Хазарский альманах. – Х.: «Каравелла», 2002. – Т. 1. – С. 96.
  10. См., напр. Ветхий Завет, входящий как в состав всех иудаистических Священных Писаний (Библии, Талмуда, Корана): Второзаконие: VII, 16; Второзаконие: ХХ, 16-17 и др.
  11. Бубенюк О. Б. Етнічний та релігійний склад аланського населення Хозарського каганату в VIII – X ст. // Хазарский альманах. – К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2005. – Т. 4. – С. 137.
  12. Аксёнов В. С. Крестовидные подвески и проблема равспространения христианства среди населения салтовской культуры бассейна Северского Донца // Хазарский альманах. – М.: Мосты культуры; К.: Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины; Х.: Международный центр хазароведения Восточноукраинского филиала МСУ, 2004. – Т.2. – С. 136.
  13. Найман А. Я. Евреи в Хазарском каганате // Хазарский альманах. – Х.: «Каравелла», 2002. – Т. 1. – С. 98.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Религиозная принадлежность населения Змиевщины во времена Хазарского каганата // История Змиевского края. 2008-10-25. URL: https://colovrat.org/publ/1-1-0-20 (дата обращения: 2024-04-19).

Похожие статьи:


Рубрика: История Змиевщины | Дата публикации: 2008-10-25 | Просмотров: 18810 | Ключевые слова: Аланы, принятие иудаизма, мохнач, хазария, Тенгри-хан, Язычество, каганат