Главная » Статьи » История Змиевщины

КИММЕРИЙСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЁН СРУБНОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (часть 2)

 

Погребения срубной культуры обнаружены в курганах и грунтовых могильниках. Бескугранные (грунтовые) могильники обычно сопутствовали только долговременным стационарным поселениям, что говорит об их принадлежности земледельческой части.
Курганы образуют небольшие компактные группы (из 5 – 10 насыпей), расположенные обычно на высоких берегах рек или по краю плато. Встречаются курганы, в которых срубные захоронения являются единственными. Для них характерна небольшая высота (1 – 1,5 м) при значительном диаметре (20 – 30 метров) [1. – С. 465]. В насыпях встречаются ритуальные кострища, обильное количество костей и черепов жертвенных животных, глиняные площадки. Под одной насыпью находится обычно несколько захоронений, при этом нередки случаи, когда первоначально использовался курган, насыпанный в более раннее время. От множества досыпок форма кургана деформировалась и становилась удлинённой. Т. н. «длинные курганы» встречаются довольно часто. Среди них выделяются курганы хвостатой, гантелевидной и овальной формы [2.].

Один из курганов срубной культуры, расположенный на северо-восточной окраине Балаклеи, справа от шоссейной дороги на Волохов Яр, перед железнодорожным мостом, был раскопан в 1969 году [15. – С. 37].

Наиболее простым типом могильного сооружения в курганах срубной культуры являются грунтовые ямы. Распространены они по всей территории срубной культуры.

Курганные погребения срубной культуры на Змиевщине бывают трёх типов:

1) высотою 2-3 ми диаметром 30-35 м(их особенность – расположение на плато);

2) высотою 1-2 ми диаметром 20-30 м(нередко вокруг них прослеживается ров);

3) высотою 0,5-0,7 до 1,5 ми диаметром 20-30 м(здесь, как правило, несколько основных захоронений) [2. – С. 55].

Относительно устройства самих могил необходимо сказать следующее. Самыми ранними на Змиевщине следует считать прямоугольные, реже квадратные, ямы основных погребений курганов первого типа. Для них характерны большие размеры – в среднем 2,60×2,40, глубина – 1,10 м. У курганов второго типа могилы также прямоугольные, но меньших размеров, в среднем – 2,20×1,50 м, глубина – 1,30 м. У курганов третьего типа могильная яма прямоугольная, но с округлёнными углами. Размер составляет в среднем 1,7×1,3 м с глубиною 0,70-1,0 м[2. – С. 55].

Специфическою погребальной конструкцией, характерной для лесостепной Змиевщины, является деревянный сруб. В бассейне Северского Донца сруб обычно состоял из чётырёх брёвен или расколотых плах, скреплённых между собою пазами. Сверху он, как правило, закрывался уложенными поперёк плахами. Средние размеры срубов – 2,80×1,40 м, высота – 50 см. По сути, это – деревянный ящик, сделанный из дуба, берёзы или сосны и установленный в яму. В. А. Городцову и И. Ф. Ковалёвой удалось проследить систему скрепления брёвен при помощи пазов, в которые входят подтёсанные края брёвен. На дне и поверх гребенчатого наката встречается слой камыша или дубовой коры. Часто дно бывает посыпано известью и речным песком. Исследователи особо обращают внимание на следы огня. Обжигалась площадка, на которой выкопана яма, обжигались срубы, обожжёнными бывают скелеты и инвентарь [1. – С. 453; 2. – С. 55].

Поза и ориентация погребённых не зависят от типа сооружений. Для погребённых срубной культуры Северского Донца характерны следующие признаки: скорченное положение, руки согнуты в локтях и кисти всегда находятся перед лицом; положение на левом боку; ориентировка на юго-, северо-восток и восток. Иногда в срубах Северского Донца положение и ориентировка скелетов отличается от общего правила. Эти отличия суть следующие:

- покойники в срубах ориентированны головою на запад (редко с отклонением к северу);

- руки у них не согнуты в локтях, а располагаются следующим образом: левая вытянута вдоль туловища, правая согнута в локте под прямым углом и уложена на туловище так, что её кисть находилась на левой руке.

Эта последняя особенность чётко связывает срубную культуру с катакомбною, для погребений которой именно такое положение скелета является характерным.

В курганах третьего типа (с несколькими захоронениями) погребённые ориентированны головою на восток, северо-восток и кисти рук у них находятся перед лицом.

Для срубной культуры характерны, в целом, трупоположения. Однако имеется и несколько захоронений с трупосожжениями. По подсчётам С. И. Берестнева, в Левобережной лесостепи они составляют лишь 5 % [12]. Как правило, на Змиевщине трупосожжение совершалось не в яме, а на стороне. Кальцинированные кости помещались кучей непосредственно в центре ямы. После этого ритуал погребения соблюдался такой же, как и при трупоположении.

В 1982 – 1985 гг. возле с. Сухая Гомольша под руководством В. К. Михеева и кандидата исторических наук, доцента Ю. В. Буйнова был раскопан курган срубной культуры. Всего под курганом было найдено 23 отдельно выкопанных посудин и 19 захоронений. Из них 4 впускные скифские захоронения, остальные – племён срубной культуры. Данная находка уникальна тем, что ранее в бассейне Северского Донца никогда ранее не встречались урновые погребения срубной культуры. Часть погребений Сухогомольшанского кургана и острорёберные миски (без следов захоронений) относятся к раннему архаическому этапу срубной культуры, который датируется XVXIV столетиями до н.э. Прочие трупосожжения и некоторые одиночные предметы посуды можно отнести к позднему этапу развития срубной культуры, хронологические рамки которого определяются XIVXIII вв. до н. э. Об этом говорят формы посудин-урн, большинство которых напоминает банки без орнамента и без гребенчатых расчёсов, которые характерны для племён данной культуры, и рыболовный крючок [12].

К погребальным обрядам срубной культуры относятся тризна и ритуальное кострище. Причём, они выявлены только в лесостепной части Змиевщины и никогда не встречаются в степи. Благодаря методам археологического исследования мы можем проследить, как совершались погребальные обряды змиевчанами срубной культуры. Над основным погребением сооружалась невысокая насыпь, вершина которой выравнивалась в виде площадки. На этой площадке совершалась тризна, после чего здесь разводился большой костёр (иногда даже склоны насыпи обкладывались деревом).

Затем по краям кострища укладывали бычьи конечности и шкуры, а поверх них – головы. В отдельных случаях на одной стороне кострища укладывали головы быков, а на другой – горшки с пищей. После совершения тризны курган досыпался до нужной высоты. Иногда поверх подсыпанного кургана клали ещё одну голову, тоже с конечностями.

Погребальный инвентарь погребений срубной культуры довольно беден. В большинстве случаев он состоит из одного, реже двух сосудов. Горшок обычно находился перед лицом умершего, иногда у затылка и реже около ног. Вероятно, в горшках была молочная или какая-либо жидкая пища. В некоторых случаях в сосудах встречались кости животных, свидетельствующие о том, что в них находилась мясная пища.

Грунтовые могильники отличаются от курганных отсутствием насыпи. Они всегда находятся в непосредственной близости от воды, занимая всхолмления на высоких местах коренных берегов рек. Сведения об устройстве погребальных сооружений грунтовых могильников скудные.

В грунтовых могильниках по составу погребального инвентаря «богатые» захоронения не выделяюются. Набор вещей всегда одинаков.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 1.

2.     Березанская С. С., Отрощенко В. В., Чередниченко Н. Н., Шарафутдинова И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. – К.: Наукова думка, 1986.

3.     Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1993.

4.     Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1988. – 303 с.: ил.

5.     Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. – 2-е вид., випр. і доп. – Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005.

6.     Гісем О. В., Мартинюк О. О., Трухан О. Ф. Історія України в таблицях. – Х.: Книжковий Клуб, 2006.

7.     Гомер. Илиада: Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. – М.: Дюна, 1993.

8.     Гомер. Одиссея: Пер. с древнегреч. В. Жуковського. – М.: Дюна, 1993.

9.     Дюмезиль Жорж. Верховные Боги индоевропейцев. – М., 1986.

10.  История Европы: В 8 т. – М.: Наука, 1988. – Т. 1.

11.  Історія міста Харкова: Навчальний посібник для середніх загальноосвітніх навчальних закладів / Упор. О. Є. Кононенко. – Х.: Торнадо, 2001. – 128 с.

12.  Саяний М., Рябченко О. Зміївщина: ера використання бронзи // Зміївський кур'єр. – 1995. – Січень. – № 2 (40).

13.  Чмихов М. О., Кравченко Н. М., Черняков І. Т. Археологія та стародавня історія України. – К.: Либідь, 1992.

14.  Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. – Х.: ХГУ им. А. М. Горького, 1962.

15.  Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977.

 

Коловрат Ю. А. Киммерийский союз племён срубной археологической культуры (часть 2) // История Змиевского края. – 2008. – 14 октября. – www.colovrat.at.ua/publ/1-1-0-17

 

 

Категория: История Змиевщины | Добавил: Yurata (14.10.2008)
Просмотров: 2893