Кто такой Дед Мороз



Publ ID: 1230303935-35

УДК 392+212
ББК 63.5+86.31

КТО ТАКОЙ ДЕД МОРОЗ

Мороз (Морозко, Дед Мороз Красный Нос) – древний славянский Бог зимы, холодов и морозов [1].

В некоторых вариантах восточнославянских сказок о Северном Ветре, наделяющем мужика чудесными дарами, место этого Ветра и его братьев занимают Морозы. Посеял мужик дикушу (гречку); она взошла, зазеленела. Раз вышел мужик в поле, смотрит – дикуша прибита, примята: «какой бы это злодей натворил!» Воротился домой, рассказал про свое горе жене, а она его в толчки: «это, говорит, Мороз натворил: ступай, найди его и взыщи убытки!» Мужик пошёл в лес и заплутал, туда-сюда – выбрался кое-как на тропинку, и привела его эта тропинка к ледяной избушке: стоит избушка – вся снегом усыпана, сосульками убрана. Постучался в дверь, вылезает к нему старик – весь белый. Это был Мороз; он дарит мужику скатерть-самобранку и дубинку-самобой. В некоторых сказках, наравне с богатырями, олицетворяющими разные грозовые явления, упоминается Мороз-Трескун или Студеней; его дуновение производит сильную стужу, иней и сосульки представляются его слюнями, а снежные облака – воло-сами. Морозко, говорят крестьяне, – низенький старичок с длинной седой бородою; зимою бегает он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами; если ударит он в угол избы, то непременно бревно треснет. В деревнях существует обычай, указывающий, что могучие силы природы до сих пор представляются народному воображению живыми существами. У великорусов накануне Рождества и на Велик день глава семьи брал ложку кутьи или киселя, вы-ходил на порог сеней, или влезал на печь и, просунув голову в волоковое окно, говорил: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть»; «Мороз, Мороз! Не бей наш овёс, лён да конопли в землю вколоти». То же у украинцев: «Мо-розе, Морозе! Йди до нас куті їсти, та не поморозь нашої гречки» [2].

Народная загадка изображает Мороза в виде могучего богатыря, равного силами Самсону: «сам Самсон, сам мост мостил – без топора, без клинья, без подклинья» (см. рис. 1). Сказочный эпос представляет змея похитителем красавицы – Солнца, которую заключает он в железном замке, т. е. прячет её за снежными облаками и зимними туманами. Но если, с одной стороны, змей, в качестве владыки зимних туманов и морозов, отождествляется с баснословным кузнецом – строителем ледяных мостов и железных замков, то, с другой стороны, под иным углом поэтического воззрения, тот же змей, как дожденосная туча, подчиняется на зиму неодолимой силе кузнеца-Мороза, который сковывает его железными цепями [3].

Рис. 1. Бог Мороз
Худ. В. Корольков неверно назвал данное божество Карачуном.
Карачун – день зимнего солнцеворота, самый короткий день в году.

К образу данного божества обращались Н. А. Некрасов (поэма «Мороз, Красный нос», 1864 г.) и А. Н. Островский (пьеса «Снегурочка», 1873 г.) [4]. Дед Мороз – единственное языческое Божество, чей культ был неосознанно реставрирован советской властью. После запрета отмечать в СССР христианское Рождество, когда святой Николай приносил детям подарки, возникла необходимость замещения данного праздника. Таковым стал Новый год. 28 декабря 1935 г. был фактически отменён запрет на укра-шение ёлки, только теперь она стала не рождественской, а новогодней [5]. Вместо святого Николая подарки стал раздавать Дед Мороз.

Естественно, что в эпоху древности и средневековья Мороз не был столь благосклонен к людям, чья жизнь проходила в постоянной борьбе с голодом и холодом, т. е. морозом. Но, по всей видимости, данное Божество и дальше будет восприниматься восточными славянами как добродушный дедушка, поощряющий детскую благодетель. Пример Мороза показателен – процесс развития язычества непрерывен и трансформация культов является его естественным явлением.


СНОСКИ

  1. Иванов В. В., Топоров В. Н. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Советская Энциклопедия, 1987. Т. 2. С. 176.
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. С. 160–161.
  3. Там же. С. 296–297.
  4. См., напр.: Некрасов Н. А. Сочинения. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. С. 90–103; Островский А. Н. Избранные пьесы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1972. Т. 2. С. 224–329.
  5. Постышев П. О праздновании Нового года // Правда. 1935. 28 декабря.

Библиовебографическое описание (ДСТУ 8302:2015):

Кто такой Дед Мороз // История Змиевского края. 2008-12-26. URL: https://colovrat.org/publ/4-1-0-35 (дата обращения: 2024-03-29).

Похожие статьи:


Рубрика: Славянское язычество | Дата публикации: 2008-12-26 | Просмотров: 36128 | Ключевые слова: Язычество