Воскресенье, 26.3.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Видеоканал альманаха
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news

news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кто из иностранцев мог бы быть лучшим Президентом Украины?
Всего ответов: 6
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ

Flag Counter

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Yurata
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » История славян и ариев

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ § 1. К истории вопроса (2)

А. Н. Поляков

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 1. К истории вопроса (2)

(отрывки из книги «Киевская Русь как цивилизация»: Поляков, А. Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А. Н. Поляков, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 484 с.)

 Стр. 332

ковь, было утверждение венчального брака вместо «поиманий» и

«умыканий». Однако в русских епитимийных сборниках, отмечает

Пушкарёва, умыкание по согласованию встречается вплоть до XIII

века, а в крестьянской среде браки «убегом» известны и в XIX столе_

тии20 . Незначительными были успехи церкви и в отношении блуда,

в особенности холостых. В исповедальной и дидактической литера_

туре эта тема не сходит со страниц. Исповедные вопросы, «список»

которых составлялся исходившими из повседневной практики свя_

щенниками, свидетельствуют и о том, что частым явлением на Руси

были преступления против чести и достоинства девушек21 . До нача_

ла XIII века продолжало существовать открытое двоежёнство. О

стремлении мужчин в Киевской и Московской Руси к сексуальному

разнообразию и готовности к частой смене партнёрш позволяет го_

ворить сообщение митрополита Ионы (XV в.), согласно которому

священникам приходилось оформлять и пятый, и даже десятый брак,

хотя церковь всячески этому противилась. Встречаются в источни_

ках и сведения о существовании группового секса. Опираясь на рус_

ский фольклор (в основном поздний, XVIII – XIX вв.), она утверж_

дает, что выражением мужской силы у русов, как и у многих других

народов, был мощный фаллос. У женщин привлекательными счита_

лись: большая грудь («титки по пуду»), нежная («лилейная») кожа,

широкая вагина («с решето», «стань на край, да ногой болтай»). Глав_

ной формой супружеских ласк были, по её мнению, поцелуи и лобза_

нье22 . Женские уста в наиболее ранних древнерусских памятниках

покаянной литературы — это символ соблазна, притяжения и побуж_

дения к запретному действию23 . Подобно католической Европе, пра_

вославная церковь признавала уместной только одну сексуальную

позицию, получившую название «миссионерской» (мужчина сверху).

Позиции — женщина сверху («на коне»), мужчина сзади и другие —

считались скотским блудом, не подобающим для христиан24 . Проти_

воестественными в исповедных сборниках признавались фелляция,

куннилингус, мастурбация, скотоложство. Однако «сласти теле_

сныя», пишет Пушкарёва, несмотря на осуждения и проклятия пра_

вославных дидактиков, имели для русичей немалое значение25 . Тем

не менее, она считает в оценках содержания частной жизни в домо_

сковской Руси точку ставить ещё рано, более уместно — многото_

чие…26

Под редакцией Н. Л. Пушкарёвой, в 1999 году в России был опуб_

ликован перевод работы американской исследовательницы Евы Ле_

виной, посвященной истории сексуальной культуры православных

 

Стр. 333

славян, написанной ещё в 1989 году27 . По сути это было первое

серьёзное исследование истории секса в православном мире, ставшее

доступным русскому читателю уже после появления отечественных

трудов на эту тему. Исследование охватывает значительный период

— с X по XVII век. В работе затронут целый комплекс вопросов, рас-

крывающих сексуальные отношения с разных сторон. В том числе,

проблемы кровосмесительства, секса в браке и вне брака, позиций

соития, противозачаточных средств, «противоестественного» секса,

изнасилования, сексуальных отношений среди духовенства. Е. Леви-

на исходит из того, что сексуальное поведение в средние века носило

социальный, а не частный, как сейчас, характер. Средневековое хри-

стианство, подчёркивает Левина, несло в себе могучую струю сексу-

ального аскетизма. Многие из Отцов Церкви рассматривали физи-

ческие ощущения как отклонение от процесса проникновения в ду-

ховную сущность. Сексуальное соитие считалось наиболее опасным

— оно вовлекло Адама и Еву в грех и привело к изгнанию из рая28 . По

её мнению, славяне питали отвращение к кровосмесительным бра-

кам задолго до появления у них христианства. Сексуальные отноше-

ния между родителями и детьми были до такой степени чужды ми-

роощущению средневековых славян, что воспринимались как пря-

мое дьявольское наущение29 . Концепция романтической любви, раз-

вивавшаяся на Западе в период позднего Средневековья, была чуж-

да славянам, сексуальные сношения как способ эмоционального еди-

нения между мужчиной и женщиной не принимались. Это, конечно,

не исключало секс и сексуальное удовольствие из жизни супругов.

Левина признаёт существование чувственной любви у славян в бра-

ке, так же как и похоти вне его, однако, по её мнению, тогда они меж-

ду собой не связывались30 . Правильной позицией сексуального сно-

шения было положение, когда женщина лежит неподвижно, а муж-

чина находится плашмя поверх неё. Именно её Левина называет по-

зицией «на коне». Наиболее частым способом прекращения нежела-

тельной беременности было принятие внутрь неких снадобий и тра-

вяных настоек, что воспринималось церковью как проявление язы-

чества и навлекало на себя проклятия православного клира31 . Под

«противоестественным сексом» понималось любое сексуальное по-

ведение, которое отсутствовало, по представлениям того времени в

животном царстве. Сюда входили гомосексуальные связи между муж-

чинами, гетеросексуальные анальные сношения и любой другой секс,

не направленный на воспроизводство32 . Славянские иерархи, по сло-

вам Левиной, выказывали меньше враждебности к гомосексуальным__

 

Стр. 334

связям, чем их западноевропейские коллеги, и в худшем случае вос_

принимали их как эквивалент гетеросексуального прелюбодейства33 .

До XV века такие связи были распространены главным образом в

монастырях. Это не более чем догадка автора, источники раннего

времени — Устав Ярослава и Устав Стефана Душана — вообще не

упоминают гомосексуализм как явление славянской жизни. Первые

сведения о гомосексуальных связях приходятся на XVI век и при_

надлежат заезжим иностранцам. Это даёт основание Левиной гово_

рить, что гомосексуализм в это время проникает в среду мирян. В

отличие от византийских и южнославянских церковных уставов, рус_

ские уложения по поводу изнасилования не проводили различия

между замужними и незамужними женщинами. Наказание зависело

только от социального статуса пострадавшей34 . Законоположения о

похищении относились, по её мнению, только к настоящему умыка_

нию, а не игрищам, являвшимся частью языческих ритуалов, кото_

рые женщину вовсе не лишали чести 35 . Женская честь, пишет Ева

Левина, ценилась весьма высоко.

Отдельным сторонам социально_половой тематики посвящены

статьи Д. Занкова, Т. А. Агапкиной, М. М. Валенцовой, А. Л. Топор_

кова, Т. В. Володиной, С. Омельянчук и других. Д. Занков основное

внимание уделяет отражению сексуальных грехов в исповедальной

литературе. Любое начало интимной жизни, пишет он, рассматрива_

лось церковью как растление души и тела. Вопросы подобного рода

всегда начинают исповедный чин, причем исповедник не просто спра_

шивал о грехе вообще, он требовал подробного рассказа о каждом из

видов прегрешений, в которые включались практически все извест_

ные на сегодняшний день извращения и просто способы разнообра_

зить сексуальную жизнь. В некоторых требниках, по его словам, око_

ло 95 процентов текста посвящено выпытыванию подробностей ин_

тимной жизни исповедующегося36 .

Т. А. Агапкина, М. М. Валенцова и А. Л. Топорков в совместной

статье, помещённой в этнолингвистическом словаре, описывают зна_

чение и проявление наготы в русской культуре. Нагота, по их мне_

нию, — признак, который оценивается в народной культуре отрица_

тельно. В этом смысле он сближается с понятиями «чужой», «при_

родный» и «демонический». Полное или частичное обнажение прак_

тиковалось в земледельческой магии, в народной медицине, колдов_

ской практике, календарных обрядах, играх, имеющих оргиастичес_

кий характер. Использовалась для отгона нечистой силы, бури, гра_

да, изгнания болезней, паразитов. Функции обнажения основаны на

 

Стр. 335

понимании наготы как признака иномирности и естественного со_

стояния, когда голый человек — уже не человек или почти не чело_

век. Обнажение было отличительной чертой поведения ведьм и зна_

харок. В социальном плане нагота символизировала бедность37 .

Т. В. Володина раскрывает символическое значение в славянс_

кой культуре женской груди. С. Г. Полякова и Е. Э. Панчукова про_

должают женскую тематику. С. Г. Полякова пишет о социальном ста_

тусе и роли княгинь в государственной политике X – первой полови_

ны XIII веков. Е. Э. Панчукова — о месте и роли женщины в новго_

родском обществе XII – XIV вв.38

С. Омельянчук стремится доказать, что новая христианская ре_

лигия улучшила положение женщины в семье и смягчила отноше_

ния между супругами. По её мнению, в языческом обществе бытова_

ло пренебрежительное отношение к женщине, что противоречило

краеугольному положению христианского вероучения — признанию

равенства всех людей перед Богом. «Древнерусские пастыри, — пи_

шет она, — опираясь на библейские тексты, стремились преодолеть

сформированный в сознании мужского населения Древней Руси сте_

реотип неполноценности, нечистоты женщины и требовали, чтобы

мужья берегли жён, и даже утверждали, что "жена спасения ради че_

ловеческого бысть”»39 . Церковь допускала равенство супругов в не_

которых семейных делах и требовала от мужа вести борьбу за душу

своей жены.

В. В. Долгов затронул вопрос о социально_половых отношениях

в книге, посвящённой быту и нравам Древней Руси. Он пришёл к

выводу, что сексуальная культура X – XIII веков, по крайней мере, в

своей простонародной составляющей, должна быть отнесена к про_

сексуальному типу40 . Вместе с тем, он отмечает, что нормы сексуаль_

ной жизни в XI – XIII веках представлены двумя противоречащими

друг другу традициями: христианской, трактующей секс как грех по

преимуществу, и местной, славянской, допускающей известную по_

ловую свободу41 .

Таким образом, русской исторической науке удалось сделать до_

статочно много, особенно за последние двадцать лет. Выявлено су_

ществование на Руси двух взглядов на брак, женщину и сексуальные

отношения, один из которых связывается с христианством, другой —

с язычеством. В большинстве своём исследователи признают быто_

вание в XI – XIII веках двух видов брака — венчального (христианс_

кого) и — «умычки» (языческого брака); настороженного отношения

к женщине, как источника соблазна и греха, деления жён на «доб___

 

Стр. 336

рых» и «злых» с одной стороны (христианство) и — уважительного

отношения к женщине с другой (язычество); аскетического отноше_

ния к сексу в христианстве и — половой свободы в язычестве.

Вместе с тем, определились и некоторые разногласия в подходах.

Несмотря на то, что старый взгляд на древнерусское общество как

антисексуальное, казалось бы, преодолён, последнее время появля_

ются работы, в которых предпринимаются попытки его возродить.

Некоторые авторы утверждают, что не христианство, а язычество

принижало женщину, что новая религия несла с собой равноправие

полов и достойную жизнь для всех (Омельянчук).

Необходимо отметить, что глубокого и всестороннего исследова_

ния социально_половых отношений в древнерусском обществе (X –

XIII вв.) пока не существует. Работы, которые касались данной про_

блематики, решали её в более широких рамках — тематических, изу_

чая быт и нравы в целом (В. В. Долгов) или хронологических, с X по

XVII век (Н. Л. Пушкарёва), или и то, и другое вместе (Ева Левина).

Изложение материала в них страдает определёнными недостатками.

В основном тексты очень сильно зависят от источника. В результате,

вместо реконструкции социально_половых отношений на том или

ином этапе русской истории, по сути, предлагается история борьбы

христианской церкви с остатками языческой свободы. В настоящее

время главная задача — воссоздать социально_половую жизнь на Руси

не такой, какой она виделась сквозь бойницы православных монас_

тырей, а такой, какой она была на самом деле.

 
Категория: История славян и ариев | Добавил: Yurata (24.04.2011)
Просмотров: 3072
Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank