Четверг, 27.4.2017, 00:00:00 RSS Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
news Add to netvibes
news news
news Поиск в RSS новостях и блогах
news news
news news
news news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кто из иностранцев мог бы быть лучшим Президентом Украины?
Всего ответов: 9
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ
Map
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS McAfee Secure
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
webmoney webmoney
История
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Protected by Copyscape

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Главная » Статьи » История славян и ариев

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. § 1. К истории вопроса

А. Н. Поляков

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 1. К истории вопроса

(отрывки из книги «Киевская Русь как цивилизация»: Поляков, А. Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А. Н. Поляков, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 484 с.)

Стр. 328

Тема взаимоотношения полов в Древней Руси — относитель_

но новая. Историки не обращались к ней вплоть до 90_х го_

дов XX века. Освещались лишь некоторые аспекты этой про_

блемы. Главным образом речь шла о видах брака, формах семьи и се_

мейных отношениях. Причем семья рассматривалась, прежде всего,

как социальный институт, выполняющий определённые функции.

Такие вопросы семейной жизни как сексуальные связи между мужем

и женой даже не ставились.

В начале XIX века появились работы о свадебных обрядах. Пер_

вые исследователи (Н. Цертелев, И. Платонов, М. Морошкин) при_

шли к выводу, что жены русских князей были рабынями или, по край_

ней мере, прислужницами мужей. Большой летописный материал о

семейных отношениях собрал М. П. Погодин. Как и первые исследо_

ватели, он касался частных отношений в княжеской среде. Погодин

рассмотрел порядок заключения браков, свадебные пиры, родины,

братчины, распорядок дня, положение княгинь, погребение, пищу,

питьё, одежду, жилища, военное дело и другие вопросы1 . Он отме_

чал, что князья вступали в брак очень рано по желанию родителей.

Собственный выбор молодоженов был возможен только тогда, когда

родителей не было в живых. М. П. Погодин полагал, что женщины

были привержены к церкви больше мужей. Он ссылался на факты

пострижения в монастырь Янки и Евпраксии — дочерей Всеволода

Ярославича, а так же жены Давида Ростиславича Смоленского и не_

которые другие случаи2 . И. Д. Беляев стремился доказать самостоя_

тельность материально_правового статуса женщины в древнерусской

семье. Заметным явлением в историографии вопроса стал труд

В. Я. Шульгина о женщинах допетровской эпохи. В своём труде он

выделял три основных периода: языческий, домонгольский и XIV –

XVI вв. Первый из них определялся им как период, когда «все сферы

жизни открыты женщине», второй — постепенным «исключением

женщины из мужского общества», третий — развитием затворниче_

ства. К числу первых специальных исследований по женскому воп_

росу относится книга учителя одной из санкт_петербургских гимна_

зий А. В. Добрякова («Русская женщина в домонгольский период»),

вышедшая в 1864 году. Добряков попытался рассмотреть положение

женщин в семье и обществе в зависимости от их социального стату_

 

Стр. 329

са. Он обращал внимание на имущественные и личные права жен_

щин, их жизнь в семье, взаимоотношения с родственниками, разли_

чия между правами и положением «язычницы» и «христианки»3 .

И. Е. Забелин описывал отношение церкви к женщине, порядок орга_

низации пира_беседы, значение «породы» в частных отношениях4 .

По его мнению, на Руси никто не имел значения как самостоятель_

ной личности. Каждый определялся не своими правами и достоин_

ствами, а правами своей отчины5 . Женщина в умах книжных мудре_

цов, отмечал он, была олицетворением греха и пагубного соблазна6 .

Церковь делила жён на «добрых» и «злых» в зависимости от степени

соответствия христианскому идеалу. Е. И. Якушкин, рассматривая

обычное право восточных славян, отмечал, что древний языческий

обычай был очень силён. Свобода половых отношений, характерная

для него, долго не считалась развратом и после крещения Руси, и

женщины, отдававшиеся свободно всякому, пользовались особым

уважением7 . Долгое время после принятия христианства, писал он,

формы брака оставались чисто языческими. Якушкин опирался на

«Правила митрополита Иоанна» (XI в.), обличения митрополита

Максима (1283 – 1305гг.), послания митрополита Ионы (1456 г.) и

грамоту патриарха Филарета сибирскому архиепископу Киприану

(1622 г.). Кроме того, он подробно описал брачные обряды, затронул

такие вопросы, как юридическое значение свадьбы, сохранение язы_

ческих игрищ в его время, проблемы усыновления и другие.

Н. М. Гальковский в своей знаменитой книге, посвященной борьбе

христианства с остатками язычества на Руси, рассмотрел вопрос об

особенностях языческого брака. Формами заключения брака языч_

никами он считал «привод», «умычку», «наложничество» и «случай_

ную связь». Государство, писал он, после принятия христианства пол_

ностью отдало брачные вопросы на откуп церкви и почти не вмеши_

валось в эти дела8 .

Советские исследователи социально_половым вопросам практи_

чески не уделяли внимания. Писали о формах древнерусской семьи.

Б. Д. Греков, О. М. Рапов, Я. Н. Щапов и М. Б. Свердлов доказывали,

что в древней Руси преобладала малая семья, а большая постепенно

отмирала. М. О. Косвен считал наоборот, что на Руси долгое время

преобладали большие семьи и семейные общины. Частично его точ_

ку зрения поддержал И. Я. Фроянов. Единственное исследование,

посвященное частной жизни человека Древней Руси XI – XIII вв.,

принадлежит Б. А. Романову. Он рассмотрел брачные обряды и раз_

вод, семейный быт и различные житейские ситуации людей, принад_

 

Стр. 330

лежавших к разным социальным слоям9 . Б. А. Романов подчерки_

вал, что языческое многоженство сохранялось в XII веке даже в сре_

де господствующего класса, т.е. князей и бояр, что подтверждается,

по его мнению, «Церковным уставом» Всеволода10 . В конце советс_

кой эпохи вышел труд Н. Л. Пушкарёвой, посвященный истории

женщин. В рамках данного исследования также были затронуты воп_

росы заключения брака, развода, многожёнства, степени женской

свободы11 . Н. Л. Пушкарева пришла к выводу, что «прекрасная по_

ловина» на Руси занимала высокое положение: женщины высших

сословий принимали участие в политических делах, владели соб_

ственностью, занимались благотворительностью, организовывали

школы, участвовали в пирах.

После распада Советского Союза социально_половая тематика

становится предметом специальных исследований главным образом

в рамках так называемого гендерного подхода. В 90_е годы XX века и

в начале XXI_го выходят в свет сборники работ по истории секса и

эротики в русской культуре, издаются источники по данной темати_

ке, появляются монографии12 .

Одним из первых к истории сексуальности в русском обществе

обратился И. С. Кон. В 1991 году вышла его статья в журнале «Сто_

лица», которая, наряду с некоторыми другими публикациями, откры_

ла новый этап в изучении социально_половых отношений13 .. В пос_

ледующие годы он продолжил свои исследования, посвященные дан_

ной тематике, и сейчас является одним из лидеров в области изуче_

ния сексуальной культуры в России. В ответ на мнение, что на свя_

той Руси ни секса, ни эротики никогда не было, И. С. Кон замечает:

«Мы плохо знаем русскую сексуально_эротическую культуру отда_

ленных эпох не потому, что её не было, а потому, что царская, а вслед

за ней советская цензура не позволяли публиковать соответствую_

щие источники и исследования, вынуждая ученых делать это тайно

и только за рубежом»14 .. Характерной чертой русской культуры он

считает глубокое противоречие между высочайшей духовностью и

полной бестелесностью «сверху» и грубой натуралистичностью «сни_

зу», на уровне повседневной жизни15 . Для понимания эротической

культуры любого народа, пишет И. С. Кон, важно учитывать не толь_

ко отношение к сексуальности, но и явление, которое Михаил Бах_

тин назвал «телесным каноном» — символическое представление тела

и наготы16 . Официальная христианская мораль везде — и на Западе,

и в России — была аскетической и антисексуальной. Единственным

оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках__

 

Стр. 331

церковного брака, но и здесь она подвергалась тщательной регламен_

тации (запрещение сношений по постам и многочисленным церков_

ным праздникам, запрет наготы, любой эротической техники и т. п.).

Однако рядом с церковным аскетизмом в западном феодальном об_

ществе вполне легально существовала карнавальная культура. Аске_

за и карнавал, отмечает И. С. Кон, не только противоположности,

символизирующие соответственно духовный «верх» и телесный

«низ», но и чередующиеся элементы определенного цикла по прин_

ципу «всему свое время». Повседневный быт средневекового чело_

века представлял собой своеобразную смесь этих двух миров. В Рос_

сии отношение к сексуальности было таким же противоречивым, как

и в Западной Европе. Но «телесный канон» отличался довольно силь_

но. Русская иконопись была строже и аскетичнее западного религи_

озного искусства. В западной церковной живописи эпохи Возрожде_

ния и даже позднего средневековья человеческое тело являет взору

живую плоть. В русских иконах живет только «лик», тело полностью

закрыто или подчеркнуто измождено. Ничего похожего на рафаэлев_

ских мадонн здесь нет. Строже контролировалась и смеховая куль_

тура. В западноевропейском карнавале не было разделения на испол_

нителей и зрителей, в нем все были активные участники. На Руси

знатные лица сами не участвовали в плясках и играх скоморохов,

относясь к ним просто как к смешному зрелищу. Однако ограниче_

ния эти касались в основном «официального» поведения. В глуби_

нах народной культуры всегда существовали мощные пласты эроти_

ческого воображения. Реальные, бытовые отношения сильно отли_

чались от предписанных. Например, некоторых иностранцев шоки_

ровали русские бани, в которых мужчины и женщины мылись вмес_

те. Смешанные купания в Неве отмечались даже в начале XIX века17 .

Н. Л. Пушкарёва — первый профессиональный историк, который

обратился к данной тематике. Она стоит у истоков не только «женс_

кой истории» в русской историографии, но и гендерного подхода в

целом. Ей принадлежат около двадцати работ по указанной пробле_

матике18 . По мнению Н. Л. Пушкарёвой, история сексуальной этики

русских была частью общей традиции христианской культуры19 . Вся

личная жизнь древних русичей представляется подчинённой двум

основным началам. Одним из них была система традиционных риту_

алов и обычаев, другим — этическая доктрина православия. Церковь

стремилась к скорейшему искоренению языческой свободы и раскре_

пощённости, особенно заметной в сексуальных отношениях. Едва ли

не первой задачей, которую ставила перед собой православная цер_

Продолжение читай здесь

Категория: История славян и ариев | Добавил: Yurata (19.04.2011)
Просмотров: 3432
Лицензия Creative Commons
Все права защищены
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Индекс цитирования
Траст. Анализ сайта colovrat.at.ua
Яндекс.Метрика
MegaIndex Domain Rank
Счетчик PR-CY.Rank