Главная » Статьи » История Змиевщины

О ПОСТРОЙКЕ КОННО-ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ «ЗМИЕВ» И ГОРОДОМ ЗМИЕВОМ

О ПОСТРОЙКЕ КОННО-ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ «ЗМИЕВ» И ГОРОДОМ ЗМИЕВОМ

_________________________________________

© Ю. А. Коловрат

Змиевское научное краеведческое общество

Резюме. Статтю присвячено розвитку соціальної інфраструктури Зміївського району Харківського округу в останній рік проведення нової економічної політики, зокрема планам побудови у Змієві кінської залізниці.

Ключові слова: неп, Зміївський район, конка.

 

Summary. The article is devoted to the development of social infrastructure Zmiev district of Kharkov okrug in the last year of the new economic policy. In particular, the plan to build of horse-drawn railway in Zmiev.

Keywords: The New Economic Policy, Zmiev district, horse-drawn railway.

 

В 1921 году, после кровавой и жесточайшей гражданской войны, после бесчеловечной политики «военного коммунизма» и последовавших вслед за ней голода и народных восстаний правительство советского государства вынужденно перешло к т. н. новой экономической политике (нэпу). По сути своей, это был возврат некоторых элементов рыночной экономики. Именно нэп позволил отстроить страну из руин, дал импульс для развития сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и социальной инфраструктуры. Не был исключением и Змиевской район Харьковского округа. Свидетельством тому является дело, хранящееся в Государственном архиве Харьковской области, название которого вынесено в заголовок данной статьи.

За первое после гражданской войны десятилетие район города Змиева в период мая-сентября привлекает массовый приток жителей Харькова. Приезжали сюда как на постоянное пребывание, так и на отдых. Среди приезжающих было значительное количество дачников. Помимо этого, традиционно многие змиевчане работали на предприятиях и в учреждениях столицы. Так, например, по данным на 1927 год в среднем за летний период прибывало из Харькова в Змиев до 340 человек, выбывало 260–280. В это число не входят рабочие и служащие Харькова, проживавшие в Змиеве, которых также насчитывалось около 250 человек. В среднем из Харькова в Змиев и обратно ежедневно перемещалось около 400 человек [3, л. 4].

Поскольку железнодорожная станция «Змиев» находилась на значительном расстоянии от города Змиева (фактически, на окраине села Замостье), то это вызывало необходимость организации грузо- и пассажироперевозок. Поэтому ежедневно перевозки совершались 62-мя зарегистрированными извозчиками, а также 15–20 обывательскими выездами (в наше время это явление называется «работать бомбилой»). За проезд извозчики взимали в среднем по 40 копеек с человека. В осенне-зимний период количество извозчиков сокращалось до 35, обывательских выездов до 15 [3, л. 4 об.].

Однако такая инфраструктура транспортного сообщения уже не соответствовала времени. Особенно много хлопот доставляла переправка грузов и товаров со станции в город. Поэтому Змиевским районным исполнительным комитетом был разработан проект о постройке конно-железной дороги (конки) в Змиеве. 8 мая 1928 года на заседании финансово-бюджетной секции Харьковского окружного исполнительного комитет пунктом 878 данный вопрос был поставлен на повестку дня [3, л. 2]. А уже 30 мая того же года, т. е. через два дня, постановление Президиума Харьковского окрисполкома утвердило данный проект [3, л. 1].

Планировалось запустить по конке 3 пассажирских вагона, а для грузов 3 платформы-вагонетки. При самых минимальных расчётах в течение дня должно было перевозиться до 400 человек и перебрасываться в город до 1500 пудов (24570,72225 кг) грузов. Цена перевозки пассажиров при этом составляла бы 10 копеек, а 1 пуда (16,3804815 кг) груза – 2 копейки. Таким образом, конно-железная дорога должна была зарабатывать в месяц 2100 рублей, а в год – 25 200 рублей [3, л. 4 об.]. Годовой же расход на содержание конки предполагался в 7457 рублей. По смете предполагалось израсходовать на строительство 56 680 рублей с погашением капитала на 10 лет по 5 668 рублей в год [3, л. 7]. В деле имеется лист с особым мнением Змиевского райисполкома, где сказано, что конка устарела, а вместо конной тяги необходимо использовать две дрезины [3. л. 5].

Так или иначе, воплотиться в жизнь данному проекту не было суждено. 1928 год стал последним годом проведения нэпа. Двумя годами ранее И. В. Сталин своим выступлением определил курс развития государства на индустриализацию. И хотя при этом он назвал индустриализацию вторым периодом нэпа [1, с. 117], называя разговоры о свёртывании его помыслами врагов советской власти [2, с. 46], по сути, это было начало перехода к построению плановой социалистической экономики. Она в большей степени соответствовала политической модели советского государства, снимала противоречия, возникшие между коммунистической системой и зародившейся новой буржуазией (нэпманами, кулаками). Естественно, в пользу системы. Потребовавшаяся для индустриализации мобилизация всех внутренних ресурсов страны [1, с. 122–129] не позволила соорудить в Змиеве конную железную дорогу.

 

Карта Харьковской области в 1933 году

Рис. 1. Карта Харьковской области в 1933 году
 

  Конная железная дорога в Москве. 1910 год

Рис. 2. Конная железная дорога в Москве. 1910 год

 

ИСТОЧНИКИ

Опубликованные материалы

1.         Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. – М., 1948. – Т. 8. 1926. Январь–ноябрь.

2.         Сталин И. В. Сочинения / И. В. Сталин. – М., 1949. – Т. 11. 1928 – март 1929.

 

Архивные материалы

3.         Государственный архив Харьковской области. – Ф. Р-845. – Оп. – 3. – Ед. хр. 1433. – О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом.

 © Коловрат Ю. А., 2013

Ссылка на эту статью:
Коловрат Ю. А. О постройке конно-железной дороги между станцией «Змиев» и городом Змиевом / Ю. А. Коловрат // История Змиевского края. – Змиев. – 29.07.2013. – Электронный ресурс: http://colovrat.at.ua/publ/1-1-0-270

Категория: История Змиевщины | Добавил: Yurata (30.07.2013)
Просмотров: 1724