Среда, 24.5.2017, 05:18 RSS Статьи альманаха "История Змиевского края" Feedburner Статьи в Академии Гугл Статьи в Academia Видеоканал альманаха

История Змиевского края

АЛЬМАНАХ В СОЦСЕТЯХ
Страница ВКонтакте Страница на Фейсбуке Страница на Одноклассниках Страница Гугл плюс
Страница в Твиттере Страница в Моём мире Liveinternet Страница в ЖЖ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ СТАТЬИ
My Yahoo Add to netvibes
RSS Search LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов
Bitty Поиск в RSS новостях и блогах
news news
news news
news news

Введите Ваш @ адрес:

КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
История Змиевщины
История славян и ариев
Выдающиеся уроженцы Змиевского края
Труды музейного комплекса Змиевского лицея №1 им. З.К.Слюсаренко
Источниковедение
Язычество славян
Географическое краеведение
Славянское единство
Публицистика
Зелёное движение
Белое дело. Белое движение
Электронная библиотека
Открытые письма
Антифашизм
ПОИСК ПО САЙТУ
НАШ ОПРОС
Кто из иностранцев мог бы быть лучшим Президентом Украины?
Всего ответов: 16
НАШИ ПАРТНЁРЫ
Сайт Дарьи Беднер
НПП "Гомольшанские леса" Змиевское научное краеведческое общество
Музейный комплекс Зиевского лицея №1 им. З. К. Слюсаренко Змиевы горы
Центр краеведения им. академика П. Т. Тронько (ХНУ им. В. Н. Каразина) Исторический факультет ХНПУ им. Г. С. Сковороды
Электронный научный журнал «Змиевское краеведение» (Electronic scientific journal «Zmiev Local Lore») Факультет геологии, географии, рекреации и туризма ХНУ им. В. Н. Каразина
МСА ПАНИ
Змиевской лицей №1 им. З. К. Слюсаренко
ГЕОГРАФИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ
Map
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВАЛИДНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТА
Правильный CSS! Valid HTML 40.1!
Valid RSS Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.
Adguard Результаты антивирусного сканирования
Norton TrustedSite
ДЛЯ МЕЦЕНАТОВ
webmoney webmoney
История
ПОЛИТИКА ДОСТУПА И АВТОРСКИЕ ПРАВА
open access

Наш альманах придерживается политики мгновенного открытого доступа к опубликованному материалу, поддерживая принципы свободного распространения научной информации и глобального обмена знаниями для общего социального прогресса.

Scireg.org DMCA.com Protection Status

Copyrighted.com Registered & Protected WX4S-QLYM-GZWJ-8HFS

Ссылка на авторов при копировании и цитировании материалов обязательна.

Protected by Copyscape

Статьи и другие материалы, опубликованные на сайте, доступны по лицензии «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») CC BY-NC.

Лицензия Creative Commons Все права защищены
Главная » Статьи » История Змиевщины

К ВОПРОСУ АВТОХТОННОСТИ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ



Магистр истории Ю. А. Коловрат

К ВОПРОСУ АВТОХТОННОСТИ

СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ В СВЕТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЛЕМЁН БОНДАРИХИНСКОЙ

АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В конце XIIVIII вв. до н. э. на территории Змиевщины распространяются древности, относящиеся к бондарихинской археологической культуре. Находки железных предметов на поселениях и в могильниках данной культуры (Оскольское, Бондариха, Тимченки) свидетельствуют о том, что эти памятники доживают до начала железного века.
 
Бондарихинсая культура открыта в начале 1950-х гг. сотрудниками Института археологии АН УССР и археологами Харьковского госуниверситета. Название своё она получила от урочища Бондариха (в 14 километрах от г. Изюма), где в 1951 году Д. Я. Телегин, проводя раскопки неолитического поселения, смог выделить новую группу памятников.
 
Во время археологических разведок в бассейне Северского Донца, проводившихся одним из ведущих учёных Харьковского госуниверситета Ю. В. Буйновым, было обнаружено более 20 новых поселений и три городища. На территории Змиевского района известны несколько археологических памятников бондарихинской культуры: поселения и могильник у села Тимченки, а также городища у сёл Пролетарское и Задонецкое [1].
 

Основным регионом распространения бондарихинских памятников является среднее течение Северского Донца. За южную границу Лесостепи, памятники данной культуры почти не выходят.

Одной из основных проблем в изучении данной культуры было определение этнической принадлежности племён бондарихинцев. В свете последних достижений археологии мы можем дать ответ на этот вопрос.

 

Этническая принадлежность племён бондарихинской культуры долгое время не могла быть однозначно определена. Большинство учёных (В. А. Ильинская, С. С. Березанская, Б. Н. Граков, С. И. Воловик) [2], занимавшихся данной проблемой, считали, что бондарихинская культура возникла на основе марьяновской культуры эпохи средней бронзы и вместе с ней представляет финно-угров. В установлении этой связи основную роль играло сходство керамики. П. Д. Либеров, в результате анализа данных антропологии, этнографии, топонимики и археологии, приходит к выводу, что в эпоху бронзы и раннего железа территория Среднего Дона, а также междуречье Дона и Оскола была занята финно-уграми [3].
 
Совершенно иного мнения по поводу этнического лица носителей бондарихинской культуры высказывали М. И. Артамонов, М. Гимбутас и Б. А. Рыбаков [4]. Они выводили происхождение бондарихинской культуры от юхновской культуры, которая однозначно связывается с юго-восточной группой прабалтских народов раннего железного века. Таким образом, бондарихинцы были отнесены к балтийским племенам. Данная гипотеза, как и предыдущая, была аргументирована на материалах керамики.
 
Харьковские археологи Б. А. Шрамко, В. К. Михеев и Л. П. Грубник-Буйнова предполагали, что племена бондарихинской культуры (как и генетически родственной ей срубной) входили в киммерийский племенной союз [5].
 
Такое разнообразие во взглядах было обусловлено недостаточностью источниковой базы. Как я уже сказал выше, все гипотезы об этническом лице носителей бондарихинской культуры опирались на материалы керамики. Однако, при решении данной проблемы решающую роль в археологии играют погребальные памятники. Именно погребения позволяют реконструировать образ жизни и хозяйственной деятельности, духовную культуру, а также этногенетические процессы.
 
Открытие погребений бондарихинской культуры позволило, наконец, с достаточной степенью надёжности определить этническую принадлежность бондарихинцев. Главная роль в решении этого вопроса принадлежит харьковскому археологу Ю. В. Буйнову. Первый погребальный памятник бондарихинской культуры был открыт И. Ф. Левицким в 1946 году, то есть за пять лет до открытия поселения в с. Бондариха. Расположено погребение возле ст. Основа в г. Харькове. Характерной чертой данного памятника явилось то, что в погребении находились не урны, а обломки от нескольких различных посудин [6]. Позже аналогичное погребение было зафиксированно В. К. Михеевым в урочище Гомольшанские Дачи возле с. Сухая Гомольша и А. Б. Супруненко в урочище Замгар возле Мгарского монастыря (Полтавская область Украины).
 
Досконально изучив погребальные памятники и обряд бондарихинцев, Ю. В. Буйнов пришёл к выводу: « … детали бондарихинского погребального обряда коренным образом отличаются от погребальных традиций и обрядов, свойственных тем археологическим культурам эпохи бронзы и раннего железного века, финно-угорская принадлежность которых не вызывает сомнений. Наоборот, они имеют много общего с типами погребального ритуала, свойственными культурам прабалтийской этнической атрибуции (лебединовская, юхновская, милоградская) или балто-славянской этнической общности, которая сформировалась в конце эпохи бронзы на севере Украины» [7]. В ходе изучения бондарихинских погребений было установлено, что носители данной культуры (балто-славяне) были родственны с древними индоевропейскими народами. Эта родственность проявляется в обычае класть в могилу не целые, а повреждённые сосуды или их части.
 
Обычай класть в могилу битую посуду восходит ко временам индоевропейской (иначе – арийской) общности. Как отмечал в своё время Вяч. Вс. Иванов, битьё посуды является одним из звеньев в цепи элементов общеиндоевропейского погребального обряда [8]. Много позднее такой ритуал наблюдается в латгальских и ятвяжских могильниках, а в Белоруссии он сохранился вплоть до XIX-го века. Латышские этнографы записали поверья, в соответствии с которым во время погребения на могиле необходимо было разбить глиняную посуду, потому, что в загробной жизни пригодится только битая посуда [9].
 

Таким образом, на сегодняшний день наиболее аргументированной является гипотеза о балто-славянской атрибуции племён бондарихинской культуры, что является ещё одним доказательством автохтонности славянского населения Украины.

 

17 апреля 2008 г.

 

Статья опубликована: Коловрат Ю. А. К вопросу автохтонности славянского населения Украины в свете этнической принадлежности племён бондарихинской археологической культуры // Вісті Зміївщини. – 2008. – 27 травня. – С. 4.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Саяний М., Рябченко О. Зміївщина: ера використання бронзи // Зміївський кур'єр. – 1995. – Січень. – № 2 (40).

2.    См.: Ильинская В. А. Бондарихинская культура бронзового века // Советская археология. – 1961. – № 1. – С. 38-45; Березанская С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. – К.: Наукова думка, 1982. – С. 46, 203-205; Граков Б. Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). – М.: Наука, 1977. – С. 199; Воловик С. И. Бондарихинская культура (проблема происхождения): Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1996 – С. 23-32.

3.    Бондарихинская культура // Археология Украинской ССР: В 3 т. – К.: Наукова думка, 1985. – Т. 1. – С. 518.

4.    Артамонов М. И. Скифское царство // Советская археология. – 1972. – № 3. – С. 64; Gimbutas M. Bronze Age Cultures in Central and Estern Europe. – Paris; London, 1965. – P. 440, 441; Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. – М.: Наука, 1979. – С. 162-164.

5.    Шрамко Б. А., Михеев В. К., Грубник-Буйнова Л. П. Справочник по археологии Украины: Харьковская область. – К.: Наукова думка, 1977. – С. 8.

6.    Буйнов Ю. В. О погребальном обряде племён бондарихинской культуры // Советская археология. – 1977. – № 4. – С. 214.

7.    Буйнов Ю. В. Поховальні пам’ятки та обряд племен бондарихінської культури // Археологія. – 2006. – № 4. – С. 66.

8.    Иванов В. В. Реконструкция символики и семантики погребального обряда // Исследования в области балто-славянской древней культуры. Погребальный обряд. – М., 1990. – С. 7.

9.    Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. – М.: Наука, 1977. – С. 168.

 
 

Коловрат Ю. А. К вопросу автохтонности славянского населения Украины в свете этнической принадлежности племён бондарихинской археологической культуры // История Змиевского края. – 2008. – 10 июля. – www.colovrat.at.ua/publ/1-1-0-2

Категория: История Змиевщины | Добавил: Yurata (10.07.2008)
Просмотров: 3409
Лого в футер
Лого в футер
© Электронный альманах
«История Змиевского края» (ISSN 2414-5939), 2008–2017

Контакты:  colovrat.at@yahoo.com  |  +(380)63-80-82-936  | Хостинг от uCoz
colovrat.at.ua Alexa/PR
Счетчик тИЦ и PR
Google Analytics
Яндекс.Метрика
Счетчик PR-CY.Rank