Никоновская летопись (окончание)

Том 13. Первая половина Том 13. Вторая половина
ПСРЛ, том 13, часть 1 ПСРЛ, том 13, часть 2

Библиографическое описание:

Полное собрание русских летописей. — Т. 13. 1-я половина. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Под ред. С. Ф. Платонова, при участии С. А. Адрианова — СПб. : Типография И. Н. Скороходова, 1904. — 302 с.

Полное собрание русских летописей. — Т.13. 2-я половина. I. Дополнения к Никоновской летописи. II Так называемая царственная книга / Под ред. С. Ф. Платонова. — СПб. : Типография И. Н. Скороходова, 1906. — 303—532 с.

 

Аннотация:

В IX-XIV томах ПСРЛ была издана Никоновская летопись — крупнейший памятник летописания XVI в. Публикация была осуществлена на основе Академической XIV рукописи или Патриаршего списка (БАН), который издатель Никоновской летописи А.Ф. Бычков посчитал основным. К подведению разночтений были привлечены также списки Академический XV (Никоновский), Строгановский, Архивский II, Троицкий III.

XIII том ПСРЛ был издан С.Ф. Платоновым в двух частях. В первой части (1904 г.) излагаются события 1506—1558 гг. Вторая часть представляет собой дополнения к основному тексту: опубликовано продолжение текста Никоновской летописи по Синодальному. Александро-Невскому и Лебедевскому спискам. Во втором отделении второй части XIII тома напечатан текст т.н. Царственной книги, описывающей события 1534—1553 гг.

 

История и описание Никоновской летописи

Летопись Никоновская — крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший своё название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись и создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция Л. Н. доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в конце 20-х гг. XVI в. Ее оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского (ЦГАДА, ф. 201, No 163).

Л. Н. представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками Л. Н. были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, No 82. Целый ряд известий Л. Н. носит уникальный характер и дошёл до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Л. Н. существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Л. Н. последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Л. Н. нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение сёлами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Л. Н. убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (1522—1539 гг.) — крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.

Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. летописный свод митрополита Даниила (каковым является Л. Н.) был соединён с материалами официальной историографии. С митрополичьего летописца была снята копия и дополнена по Летописи Воскресенской и Летописцу начала царства редакции 1556 г. — так образовался Патриарший список (БАН, 32.17.8). Эта рукопись с самого начала обращалась в церковных кругах: в нач. 60-х гг. XVI в. она использовалась при составлении «Степенной книги» (в митрополичьем Чудовом монастыре, см. Афанасий, митрополит); в XVII в. она хранилась в патриаршей ризнице, а в 70-х гг. этого же столетия список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям (ЦГАДА, ф. 181, No 351/800 и ГБЛ, ф. 556, No 34). Оригинал же летописного свода митрополита Даниила остался в Казенном приказе и был дополнен по тем же источникам, которые были использованы в Патриаршем списке: по Воскресенской летописи (но в другом объеме) и Летописцу начала царства. Несколько позже к нему была присоединена ещё одна часть с изложением событий 1556—1558 гг. — так образовался список Оболенского. Существует предположение, что именно над этой рукописью работал в 1560 г., во время пребывания в Ливонии, известный государственный деятель периода «избранной рады» А. Ф. Адашев.

В 1568—1576 гг., когда в Александровской слободе по царскому заказу создавался грандиозный Летописный свод Лицевой, список Оболенского использовался в качестве главного источника при изложении событий русской истории. По-видимому, в конце правления Ивана IV Грозного список был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. В 1637 г. в связи с затребованием рукописи в московский Приказ Большого дворца в монастыре с неё была снята копия, которая положила начало новой редакции Л. Н.; текст летописи был дополнен некоторыми повестями и продолжен по Летописцу Новому (памятнику официальной историографии XVII в.). Троицкая редакция Л. Н. известна по нескольким спискам, один из которых (Никоновский — БАН, 17.2.5) был выполнен специально для патриарха Никона и дал название всей летописи.

Издания: Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767—1792. Ч. 1—8; ПСРЛ. СПб., 1862—1910. Т. 9—14 (фототипическое воспроизведение: М., 1965).

Литература: Лихачёв Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CLIV—CLXXI; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». СПб., 1899. С. 166—177; 2) Иоасафовская летопись // ЖМНП. 1904. No 5. С. 69—79; 3) Обозрение. С. 370—371; Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 3. С. 24—33; Лавров Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи // ЛЗАК. 1927. Вып. 1 (34). С. 55—90; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 269—287; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 20—32; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980.

Дополнительно: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190—205.

Б. М. Клосс